Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

— 127 — По отзыву нач альник а Бал т ійска го судос троит ельна го завода в ъ Пе тро гр адѣ , эт о тъ у голь „ горитъ длитель- нымъ пламенемъ и о с т авля е тъ незначительное к оли ч е ­ ство несгораемыхъ в ещ е с т в ъ “. Его можно с р а вни т ь съ лучшими сортами иностраннаго угля; особенно б р о ­ сается в ъ глаза низкій проц ентъ в ъ немъ золы: о тъ 1,97% до 7 ,04%, смотря по пробамъ , в зя тымъ ближе, или д а л ьш е о т ъ его выхода на поверхность земли, п р и ­ чемъ наименьшій проц ентъ золы приходится на уголь, взятый в ъ глубинѣ р а звѣдочной штольни. Этимъ д о к а ­ зывается, что наружные слои этого угля, може тъ -быт ь, подверглись нѣ к о торому разрыхлен ію и вывѣ триван ію , внутренніе же его слои отличаются весьма высокими качествами, что, при р а зр а бо т к ѣ его въ б о лы и и х ъ раз- мѣрахъ , обезпечитъ ему хорош ій сбытъ на рус скомъ рынкѣ, Мурманской же линіи несомнѣнно д а с т ъ зн ачи ­ т ельн о е количество грузовъ . О б ъ отличныхъ кач е с твахъ шпицбергенскаго угля свидѣ т ел ь с т ву е тъ т а кж е широкій спросъ, ко т орымъ э т о т ъ уголь пользуется в ъ Норвегіи. На с кл адахъ мѣс тныхъ общ е с т въ торговли у гл емъ въ Гаммерфестѣ, Вардэ и Тромсэ всегда имѣются запасы шпицбер генска го угля, отпускаемаго д аж е по нѣ с кол ьк о высшимъ цѣнамъ, чѣм ъ обыкновенный англійскій. По о т зы в амъ капит ановъ нор в еж скихъ п ароход о въ ско- раго сообщенія, шпицбергенскій уголь при сгораніи д а е т ъ сильный ж а р ъ , до зволяющ ій ра з вит ь полную ско рость хода; сгорая же до конца, онъ о с т авл я е тъ малс золы. Э то тъ уголь лиш ь нѣ сколько мелокъ , но это тре- буетъ т оль ко примѣнен ія болѣе мелкихъ р ѣш е т о к ъ въ т опкахъ. Шпицбергенскій у голь у спѣшно примѣнялся, к а к ъ на с уд ахъ Нор в еж с к а го военнаго флота, т а к ъ и на гіаро- возахъ норв еж скихъ казенныхъ ж елѣ зны х ъ доро гъ . Весьма вѣроятно , что уголь эт о тъ окажется при годнымъ не т олько для частныхъ промышл енныхъ цѣлей, но и для морского вѣдомства и для вѣдомс тв а путей сооб- щенія. Какъ док а зыв а е т с я опытомъ Американской У г ол ь ­ ной компаніи, ра зр або т к а угля на арк тич е с комъ а р х и ­ п е л а г возможна в ъ теченіе кру гла го года. Навигац ія на Шпицбер генѣ , особенно въ рано вскрывающемся Ле- д ян ом ъ ф іордѣ (Айсф іордѣ) и его залив ахъ возможна о т ъ середины нашего мая до конца сентября мѣсяцевъ . При сооруженіи соо т вѣт с твующихъ пор т о выхъ по- с т ро екъ , эт о тъ навигац іонный пер іодъ можетъ быть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz