Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

ваются приступить к ъ р а з р а бо т к ѣ заня тыхъ ими п л о ­ щадей въ ближ айш емъ будущемъ , и эта р а зработк а должна буде тъ вестись в ъ крупныхъ р а зм ѣ р а х ъ — для того, чтобы предпр іят ія приносили м аксимальный до- хо д ъ ,—то на Шпицбер г енѣ русскія предпр іятія въ ско- ромъ времени з айму тъ одно изъ первыхъ , если не первое мѣсто, что при д а е т ъ голосу Россіи весьма большо е зна- ченіе при ра зрѣшен іи вопросовъ , свя занныхъ съ соста- вленіемъ будущей Шпицбергенской конвенціи и окон ­ чательным'!. у с тройс твомъ п р а в оп ор яд к а на Шпицбергенѣ . Б л а г одар я горизонтальному положенію пла стовъ Шгшцбергенскаго угля, которые вдоль б ер е г о въ л е д я ­ ного ф іорда повсемѣстно выс туп аютъ наружу, при м ощ ­ ности в ъ !/з метра и болѣе, ихъ р а зр або т к а являе т ся весьма удобной, т а к ъ к а к ъ она не т р е бу е т ъ ус тройства глубокихъ шахтъ, но може тъ быть ведена прямыми штольнями, безъ зн ачит ельныхъ уклоновъ . Удобству р а з ­ работки содѣй с т ву е тъ т акже отсутствіе в ъ ш ахт ахъ воды при промерзлости почвы и господствущей в ъ шахт ахъ низкой темпера турѣ , которая, однако, никогда не пони ­ жае т ся настолько, чтобы со здава ть з атруднен ія ра- ботамъ . Упомянутыя выше два русскихъ общества р а спол а ­ г аю с ь весьма удобными залежами угля съ громадными запасами этого топлива, исчисляемыми десятками мил- л іоно въ пудовъ. Эти общества в ъ б лижайшемъ б у ду ­ щемъ н амѣр ев ают ся приступить к ъ р а з р або т кѣ своихъ уч ас тковъ , н адѣ яс ь со временемъ довести годовую д о ­ бычу угля до 10.000.000 пудовъ . Т а кимъ образомъ , б ли ­ зос т ью Шпицбер г енс кихъ у г о л ьных ъ залежей къ к о ­ нечному пункту Мурманской магистрали , желѣ зной д о р о гѣ не т олько обезпечивается угольное топливо д ля ея собственныхъ надобностей, но и перевозка, въ н едал екомъ будущемъ , Шпицбергенска го угля на внутренн іе русскіе рынки, въ количествѣ о тъ 10 до 12 милл іоновъ пудо въ ежегодно, не считая въ т омъ числѣ угля, который може тъ быть д о с т а в л енъ Мурманской линіи Американскимъ Угольнымъ Обществомъ. Шпицбергенскій уголь по своимъ кач е с тв амъ може тъ быть п ри р а вн енъ к ъ лучшему англійскому, что д о к а зы ­ вается многочисленными анализами пробъ этого угля, прои зведенными во многихъ лабора тор іяхъ , в ъ томъ числѣ т а кж е и въ химической л абора тор іи Горнаго Института в ъ П е т ро гр адѣ . — 126 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz