Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.
р о вы хъ мѣс тныхъ климатическихъ условіяхъ , онѣ прои з водятся т амъ лишь въ самомъ огранич енномъ количествѣ. При развитіи же земледѣл ія и скотоводства в ъ По- морскомъ кр аѣ , п о д ъ вл іяніемъ Мурманской желѣ зноп дороги, которая кор еннымъ обр а з омъ измѣни тъ жиз- ненныя условія этого края, и при непосредственной ж е л е зн о д о р ожн ой связи края съ сельско-хозяйственными р айонами Россіи, продукты сельскаго хозяйства въ б о л ьш ом ъ количе с твѣ направят ся въ Норвегію. Н аш а поморск ая тор говля въ Сѣв ерной Норвегіи, бы в шая в ъ прежнее время мѣновой, т.-е. нор в еж ск а я рыба обмѣнив ал а с ь на русскіе продукты , преимущественно: муку, к р уп у ,—в ъ послѣдн іе годы со в сѣмъ у т р а ти л а свой х а р а к т е р ъ и перешла въ тор говлю денежную *), отчего п ад а е тъ русскій выво зъ муки и крупы въ Норвегію и р а с те тъ норвежск ій в в о зъ рыбы в ъ Россію. Причины паденія вывоза поморами мучныхъ т о в а р о в ъ в ъ Норве гію ве сьма ра знообразны , и ихъ разсмотрѣн іе з д ѣ с ь завело бы слишкомъ далеко. Дос та точно сказать, что обмѣн ъ рыбы на муку въ послѣдн іе годы о к а зы вался менѣе выгоднымъ , чѣмъ ея покупка на наличныя деньги. Однако, сѣверо -норвежск ій рыпокъ , т.-е. Фин- маркенъ , Тромс енская губерн ія и в сѣ мѣстности д в е р ной Норвегіи до Трондьема, въ состояніи по глощат ь несравненно б ольш е е количество русской муки, ч ѣм ъ то, которое ему дост авляе тся поморскимъ флотомъ . Согласно д ан ным ъ норвежской статистики **), въ с трану было ввезено в ъ 1914 г. 33.944.000 килогр. ржаной муки и 71.044.000 килогр. пшеничной муки; въ 1913 г. 52.993.100 килогр. ржаной и 67.532.300 килогр. пшеничной муки. Въ в в о зѣ этой муки участвовала, главнымъ образомъ , Германія, между т ѣм ъ к а к ъ в в о з ъ ржи в ъ зернѣ , выра- зивш ійся в ъ 1913 г. в ъ 190.817.200 килогр. и в ъ 1914 г. въ 145.386.500 килогр. в ъ значительной степени про- исходилъ изъ н ашихъ ч ерн омор с кихъ портовъ . — 124 — *) См. Л. Л. Брейтфусъ. Цитир. соч., стр. 10. **) Справка изъ норвежской статистики о количествахъ ввозимой въ Норвсгію муки, свѣдѣнія о современномъ (до начала войны) иоложе- ніи русско-норвежской торговли черезъ Ледовитый океанъ и объ эк- сплоатаціи угольныхъ копей на Шішцбергенѣ доставлены для настоя щей книги русскимъ консуломъ въ Гаммерфестѣ (Финмаркенъ, Сѣвер- ная Норвегія) Г. Г. фонъ ІДуръ-Миленомъ. Историческія свѣдѣнія о русско-норвежской торговлѣ черезъ Ледовитый океанъ см. у А. К. Сиденснера, цитир. соч., стр. 115—120. и у Л. Л. Брейфтуса, цитир. соч., стр. 2—16.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz