Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

— 122 — ваней о тъ вкатыванія океанской волны; поставить буи для крѣпости судовъ ; усилить береговое маячное освѣще- ніе дополнительными маяками, сиренами, устроить брюги-пристани. Тогда сѣв ерный торговый и промысло ­ вый флоты б уду тъ имѣть хорошія гавани-убѣжища, совершенно избавляясь отъ необходимости отправлят ься на зимовку куда-либо въ Норвегію или зимовать, г дѣ попало. Въ иптересахі» быстраго развитія мурманскихъ гіро- мысловъ необходимо учр еди т ь на Мурманѣ в ерфь для изготовленія промысловыхъ судовъ , ор г ани зо в а въ в ъ то же время мелкій удобопр іемлемый долгосрочный кре- д и т ъ для промышл енник о въ на об заведеніе орудіями лова и промысловыми судами болѣ е сов ершеннаго типа: моторно -парусными ботами, а т а кж е ра сши ри т ь на Мур- манѣ наживочную организацію, занятую снабжен іемъ промышл енник о въ наживкой для ярусовъ . Наживочный вопро съ на М у рм а нѣ—самый больной промысловый воп- росъ. При у с т ьѣ рѣки Вороньей, около становища Гаври- лово, гдѣ ловится много наживки, необходимо устроить н ебольшой холоди л ьникъ для обезпеченія постояннаго полученія наживки. Въ с т ано вищѣ Т ериб ер к а необхо ­ димо о т кры т ь особую рыбацкую школу, в ъ которой промышленники и колонисты имѣли бы возможность со в ершен ствов а т ь ся в ъ промысловомъ дѣлѣ . Въ настоящее время ч ер е зъ п ер еш е е къ , отдѣляю- щій о т ъ чма терика Рыбачій пол у о с т р о въ , намѣчено сооружен іе у зкоколейной ж елѣ знодорожной вѣтви, про- тяжен іемъ в ъ 2 версты отъ Бол ьшой Волоковой губы до гавани Озерко. Это сообщеніе буде тъ имѣть о г ром ­ ное значеніе для рыбныхъ промысловъ восточнаго б е ­ рега Мурмана, т а к ъ к а къ изъ Варангерска го залива, омываюіцаго Рыбачій полуос тровъ съ запада, легче б у ­ детъ ор гани зова т ь до с т а в ку наживки на весь б ере гъ к ъ востоку о тъ полуострова Рыбачья го . Д л я обезпеченія же полнаго развитія сѣ в ерныхъ п р о ­ мысло въ и защиты ихъ о тъ инос транныхъ траулеров'!., необходимо р а сши ри т ь въ сѣ в ерныхъ водахъ промы ­ словую зону, которая установлена на основаніи ста- риннаго обычая, когда ширин а т ерри т ор іал ьныхъ в о д ъ опр е дѣ л я л а с ь полетомъ съ бере га пушечнаго ядра. П о ­ этому ширина т ерри т о р іал ьных ъ в о д ъ на Мурманѣ , а, слѣдовательно , и промысловой зоны, не п р е выш а е тъ пяти в ерстъ , когда русскіе интересы настоятельно т р е б ую тъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz