Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

— 120 — 1 милліона пудовъ в ъ теченіе навигаціи. Всего же в Россію в ъ 1913 году было ввезено иностранной сельди около 17 мил. пудовъ , ко торые при развитіи собствен- ныхъ сѣ в ерныхъ с ел ьдяныхъ иромысло въ съ ѵспѣхомъ будутъ вытѣснены съ нашего рынка. По желѣ зной д о р о гѣ наши внутренніе рынки, Петро- г р а д ъ и Москва, всегда б уду тъ обезпечены свѣжей ры ­ бой, доставляемой в ъ ва гонахъ -л едникахъ въ любое время съ Мурмана и Поморья . Б е з ъ рельсоваго пути до с т а в к а свѣжей рыбы на внутренн іе рынки не о с ущ е ­ ствима, а по Мурманской ма гистрали може тъ принять весьма внушительные размѣры . Т а к а я рыбная порода, к а к ъ камбала, которая держит с я около Мурмана о г ром ­ ными стаями, ср а зу вызове тъ широкую ея добычу. Д о сихъ по р ъ она добыв а е т ся в ъ б о лып ом ъ количествѣ иностранными траулер ами и расцѣнивается очень высоко на рынкахъ . Иностранные т р а у л е ры приходятъ за к ам ­ балой съ запасами льда. Выручка к ажда го т р ау л ер а о тъ продажи свѣжей камбалы до сти г а е тъ 15 — 18.000 руб. Кромѣ камбалы, в ъ с вѣж емъ видѣ мо гутъ дост авляться на внутренніе рынки в ъ шир о комъ р а зм ѣ о ѣ палтусъ, треска, оконь, зубатка. Въ Норвегіи в опро съ о перево зкѣ свѣжей рыбы на дальн е е разстояніе въ послѣдніе годы былъ по с т авленъ на первую очередь и подвергался многостороннему из- ученію и обсужденію. С ъ цѣл ью улучшенія и у с кор ен ія п еревозки свѣжей и свѣже-замороженой рыбы, в ъ п о д ­ вижной сос тавъ норв еж скихъ ж е лѣ зныхъ д о р о г ъ были включены вагоны-холодильники для дост авки свѣжей рыбы изъ Трондьема, безъ перегрузки , прямо въ Б ерлинъ и Парижъ . Кромѣ того, обсуждался пр о е к тъ созданія особой пароходной линіи для прямой ускоренной п е р е ­ возки свѣжей рыбы изъ Финмаркена и Сѣверной Нор- вегіи въ Гамбургъ. Война помѣшал а осуществленію этой линіи, но, вѣроятно , она буде тъ о ткры т а по окончаніи военныхъ дѣйствій. Д а л ѣ е былъ изобрѣ тенъ и п од в ер ­ гался испытаніямъ способъ быстраго массоваго замора- живанія рыбы, и были предложены разныя модели ме- талличе скихъ ящи к о в ъ для дост авки рыбы въ с вѣжемъ видѣ на обыкновенныхъ гру зо выхъ п ароход ахъ до Трондьема, гдѣ она должна была п ере гружа т ься в ъ в а ­ гоны-холодильники. Столь внимательное отношен іе къ этому вопросу опытныхъ в ъ рыболовномъ д ѣ л ѣ норвеж- цевъ, д ок а зы в а е тъ его серьезное значеніе для рыбопро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz