Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

Кромѣ того, съ Мурмана рыба на парусныхъ судахъ, преимущественно н ашихъ западныхъ пор т о въ д о с т а ­ вляется непосредственно въ Пе т ро гр адъ , обходясь во фр ах тѣ до 45 к. съ пуда. Въ 1913 году съ Мурмана было перевезено в ъ П е т р о г р а д ъ 143705 гіудовъ. Кромѣ того, в ъ П е т р о г р а д ъ изъ Архангельска в ъ 1913 г. было привезено моремъ разной рыбы 242.217 пудовъ. Обра- щеніе в а гоновъ -холодильниковъ на Мурманской желѣз- ной доро гѣ со здас тъ возможность доставки въ П е т р о ­ г р а д ъ замороженой рыбы. При возможности достиженія Мурмана в ъ любое время года, сильно разовьется тюлене -звѣробойный промыселъ: Н аши звѣробои , желающ іе уч аствовать в ъ эт омъ вы- г одномъ промыслѣ , в ъ на стоящее время принужд ены н ап р авл я т ь с я со в сѣм ъ экип аж емъ своихъ с удо въ на Мурманъ чере зъ Норве гію и в ъ Норвегіи же пр іобрѣ - тать полное снаряженіе для своихъ судовъ , не исключая д аже охотничьихъ ружей и пороха. Эти добавочные расходы ложатся значит ельнымъ на кл аднымъ расходомъ на звѣробойный промыселъ, препятс твуя его развитію. Въ будущемъ же, когда на Мурманъ можно б уд е тъ н а ­ правлять ся по новой магистрали и д ост авля ть т уда всѣ необходимые для морского звѣрин а го промысла пред- меты, эт о тъ промыс елъ достигнетъ весьма значит ель­ ных!, р а змѣ р о в ъ и д а с тъ д о р о гѣ много г ру зовъ в ъ видѣ тюл енья го жира, ш к у р ъ и т. д. Теперь же тюлени д о ­ бываются въ н ашихъ в од ахъ преимущественно но р в еж ­ скими звѣробоями , извл екающими изъ тюленьяго пр о ­ мысла ежегодно не менѣе i h милліона рублей дохода. Одновременно ра зовьются всѣ другіе виды промы- словъ: озерные, морского звѣря , акулы, к а к ъ на Мур- манѣ, т а к ъ и на Т ер с комъ берегу, гдѣ промыслы и въ количественномъ и в ъ качественномъ отношен іяхъ р а з­ виты весьма слабо т оль ко потому, что н ѣ т ъ возможности организова ть сбытъ. Сельдяной промыселъ , слабо развитый в ъ Поморьѣ , а на Мурманѣ и совершенно не развитый, сразу поды ­ мется, и наши рынки всегда б уду тъ обезпечены соб ­ ственной с ельдью весьма высокаго качества. Нынѣ же недос та токъ въ с ельди на нашихъ рын к а хъ усиленно по ­ полняется иностранной сельдью , и на Сѣверѣ , главнымъ образомъ , норвежской, которой в ъ теченіе навигаціи въ Архангельскъ привозится свыше 390.000 пудовъ , а до обложенія пошлиной вво зилось в ъ Архан г ельскъ свыше — 119 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz