Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.
поръ . Н е р ѣ д к о маленькіе заливы и бухты сплошь з а би ваются мор с кимъ з вѣр емъ . Постоянный н е д о с т а т о къ в ъ П ом о р ь ѣ сѣна,— отчего в ъ годы н едорода приходится с ко тъ кормить древесными листьями и д аж е с о к р ащ а т ь его количество— и отсут- ствіе возможности получить привозное сѣно— отражаются з д ѣ с ь на о бщ ем ъ состояніи скотоводства, развитіе ко- тораго , естественно, д а в а л о бы удобрен іе для пашни. Суро вый климатъ , ко т орымъ сильно сокраща е тся веге- тац іонный пер іодъ , и отсутствіе удобрен ій не д аю т ъ возможности р а звит ься з емл едѣл ію Поморья. З емл едѣ л іе влачитъ здѣ с ь ж а л к о е существованіе. О бщ а я площ адь по сѣ в о въ в ъ Кемскомъ и Он еж ск омъ у ѣ з д а х ъ п о д ъ озимой рожью , ячменемъ, к ар т оф елемъ и о в сомъ не п р е выш а л а в ъ 1914 году 12,5 тыс. де с я тинъ *). Урож ай о зимыхъ х лѣ бо в ъ колебался о т ъ с амъ 2,7 до с ам ъ 6,1. Б о л ьш о е значеніе в ъ к р а ѣ имѣ е т ъ лѣсн ая пр омыш ленность. Въ н а с тояще е время в ъ П ом о р ь ѣ имѣется 8 лѣсопиль - ныхъ заводо въ , ра сположенныхъ в ъ прибрежной полосѣ: в ъ Сорокѣ , Кеми, Керети, Ковдѣ. Рубкой и спл а вомъ лѣса занимаются преимуще с твенно карелы . Л ѣ с ъ въ пиленомъ видѣ и бревн ами вывозится т оль ко моремъ за-границу. Лѣ сны е т о в ары (бревна, доски, шпалы, жерди , д ров а и проч.) со с та вл яютъ почти все количество вывоза пяти ра сполож енныхъ в ъ П ом о р ьѣ по р т о в ъ Бѣ л а г о м о р я— Сумско го посада, села Сороки, г. Кеми, с елъ Керети и Ковды . И з ъ шестого порта, ра сположенна го уже на Кан- д а л а кш с к ом ъ б ере гу Кольскаго полуо с тро в а— с е л аУм бы— т а кж е вывозятся, г л а внымъ образомъ , лѣсные т о в а ры **). Р а з ви т о е в ъ П ом о р ьѣ судоходство вызвало в ъ нѣко- т о ры х ъ мѣ с т ахъ — Сума, Кемь, Нючха, Сорока, Шуя — судо с т роит ел ьный промыс елъ . Поморы славятся, к а к ъ хорош іе судостроители, но развитію здѣ с ь судостроенія пр еж д е всего пр еп ят с т вуютъ отсутствіе и д оро гови зна с т р ои т ел ьны х ъ ма тер іаловъ . Гл авную с татью при во за и зъ Архангельска составляютъ: рж ан ая мука, крупа, пшено, овесъ , сѣно, кирпичъ , соль, н еф т яные продукты , металлы, мануфактура . — 112 — *) См. „Урожай 1914 г...“, ч. I, стр. 34—35 и ч. II, стр. 303. Свѣдѣнія объ оборотахъ этихъ портовъ по внѣшней юрговлѣ см. въ „Статисгическихъ приложеніяхъ“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz