Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

ливое гребное судно, поднимающе е 200 — 300 пудовъ груза и обслуживаемое командой в ъ З— 4 чел. „Е л а “— т акже безпалубное судно, но б олѣ е л егкое по ходу. Ел а изгнана изъ употреблен ія в ъ Норвегіи, гдѣ мѣсто елы заняли парусно -моторные боты, и т епер ь усиленно вывозится русскими промышленник ами на Мурманъ . Шняка и ела всегда т р е б ую тъ о тъ промышл енник а большой з а тра ты мускульной силы на выѣ зды на про- мыселъ, постоянно по д в е р г аю тъ его опасности быть залитымъ волнами и л иш аю т ъ всякой возможности о т ъ ѣ зж а т ь п од ал ьш е о тъ б ер е г о в ъ на промыс елъ . И з ъ п р а к ти ку емыхъ в ъ на с тояще е время на Мурм анѣ 1.170 промысло выхъ судо въ до 80°/о со с т а в л яютъ шн я ки и елы. Пр омышл енн ик ъ лиш ь мечт а е тъ о т ом ъ в р е ­ мени, когда пут емъ организац іи мелкаго удобо-пріем- лемаго кредита онъ б у д е т ъ имѣть во зможность пріо- брѣс ти с ебѣ парусно -моторный ботъ, пр ед с тавляющ ій во в сѣ хъ отношен іяхъ несравненныя удобс тв а и выгоды п р е д ъ названными промысловыми судами. Ботъ , снаб ­ женный каютой, являе т ся одновременно и жи лищ ем ъ для ловцовъ, у с т р ан я е т ъ мыт арс тво въ поискахъ по б е ­ регу жи л ь я по небла гоус троеннымъ с т ановищамъ , гаран- т и р у е т ъ безопасность промысла вдали о т ъ береговъ. Сообщеніе на Мурманс к омъ б ерегу прои сходитъ к р у г ­ лый годъ мор емъ на пароход ахъ и мелкихъ судахъ . Въ лѣ тн ее время, съ конца мая до половины сентября, между Мурм аномъ и Архан г ельскомъ поддержив а е т ся правильное почтово -пассажирское пароходное сообщеніе; въ зимнее время пар о х о д ъ д ѣ л а е т ъ нѣ с кол ьк о р ей со въ по наиболѣе главнымъ с т ан о вищ амъ и хо ди т ъ в ъ г. Вардэ, который являе т ся г л а внымъ пунктомъ тор го вли русскихъ съ норвежцами ,— главнымъ образомъ , конечно, рыбной торговли. Начиная съ ранней весны до осени, в ъ Вард э грузятся тре ской русскія парусныя суда, о т ­ к у д а т р а н спо р тир ую тъ рыбу в ъ Архангельскъ . Во время силы іыхъ ш тормо въ , преимуще с твенно осенью, пароходы проход я тъ не рѣ д ко мимо с т ановищъ , т ѣм ъ болѣе, если они неудобны для якорной стоянки. Об служи в ают с я пароходами селенія Кольскаго п олу ­ о с тров а скверно и недостаточно. Т а кимъ образомъ , въ теченіе 8—9 м ѣ с яц е в ъ онъ являе т ся совершенно о трѣ - заннымъ о тъ всего міра. Внутри полуострова ни ка ки хъ путей сообщен ія не імѣется. Въ лѣ тн е е время между Колой и К анд ал акш ей — 105 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz