Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

Къ бер е г амъ полуос трова весной бы в а е тъ массовый подходъ гренландска го тюленя. П р омы сломъ его въ незначит ельномъ количествѣ занимаются мурманскіе колонисты, р а зс т авляя по бух т амъ особыя з вѣроло вныя сѣти. Главный же промыс елъ з в ѣ р я сосредо точ енъ на Тер с комъ берегу, гдѣ промышл енники б ью т ъ тюленя на л ь д у палками и баграми, когда тюлень огромными стаями выбира е тся на л едъ . Въ 1913 году п р омы ­ сломъ морского з вѣр я на Кольскомъ полуос тровѣ было занято 1355 промышленниковъ , д о бы вши х ъ до 50.000 мор с кихъ звѣрей . Кромѣ того, охотятся на з в ѣ р я сгіеціально приходящ ія з в ѣробойны я суда в ъ р айонѣ горло Бѣл а го моря — Канинъ Носъ. З в ѣ р я б ью т ъ пулями и зъ винтовокъ . Особенно много д о бы в аю т ъ з д ѣ с ь з в ѣ р я норвежск ія суда, к о т о ры х ъ не рѣ д ко со средоточи в а е тся с р а зу до 60. Самыми главными и н аиболѣ е значительными рыбными промыслами Кольскаго полуострова я вляют ся морскіе промыслы: трески, пикши, палтуса, зубатки, сайды. П р о ­ мыслы эти прои зводятся вдоль Мурманскаго п о б ер ежь я съ конца марта и начала а п рѣ л я до самой поздней осени. Но весенніе обил ьнѣйш іе промыслы остаются у на съ не использованными, т а к ъ к а к ъ промышленники - поморы п р іѣ зж аю т ъ сюда на пароход ахъ лиш ь по о т ­ к р ы л и навигаціи къ концу мая и нач алу іюня мѣсяца. Они занимаются промысломъ лишь въ теченіе лѣ тних ъ 2— 2 j /2 мѣ сяц евъ , у ѣ зж а я обратно задолго до окончан ія промысла, в слѣдс тв іе пр е к р ащен ія на Му рм а нъ пароход- ных ъ рейсовъ . Число промышл енник о въ не п р е выш а е т ъ 4 •—• 4 я ] і ты ся ч ъ ч ел о вѣ къ . Крупныхъ промышл енныхъ организац ій на Му рм анѣ до сихъ по р ъ еще не имѣется, исключая нѣ с ко л ь ких ъ ч е л о в ѣ к ъ ф а к т ори с т о въ . Л иш ь за послѣднее время со стороны крупныхъ рус скихъ предпринима т ел ей проявил ся к ъ Мурману большой интере съ . Съ цѣл ью широкой эк сплоатац іи водныхъ мур- манс кихъ богатствъ , в ъ с т ано вищѣ Цы п ъ -Н а в о л о к ъ и вообще на Мурманс к омъ п о б ер ежьѣ обосновались: к р уп ­ ная промысловая фирма Масленникова, обширное пред - пріятіе рыбопромышленной фирмы Беззубикова, и др. Техника рыбной ловли на мурманскихъ промыслахъ в ъ на стоящее время т а к ъ же примитивна, к а к ъ и сто- лѣ т ія тому на задъ . Пр еобл ад ающими промысловыми суднами сл уж а т ъ архаич е скш „ш н я к а “ и „ е л а “. „Шняка " п р ед с т а в л я е тъ собою безпалубное, грубое, неповорот- — 104 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz