Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.
ванія Павла I по слѣдов ало з апрещен іе бѣломорскимъ п ромышленник амъ п о сѣщ а т ь Финмаркенъ , то губерна- т о р ъ Финмаркена пут емъ диплома тиче скихъ сношеній с тарался добит ь с я отмѣны этого запрещен ія и в ъ офи- ціальномъ донесеніи копенгагенскому пр а ви т ел ь с т ву в ъ 1798 году на зы в алъ поморо въ в ъ высшей степени по лезными и нужными для Финмаркена люд ьми— не т оль ко гостями, снабжавшими кр ай всѣми предметами первой необходимости, но и учителями мѣстнаго населенія въ рыболовствѣ . Однако, в ъ д а л ьн ѣйш ем ъ , послѣ развитія пароходства, с ъ учр ежден іемъ срочныхъ р ей со въ на сѣ в еръ , вліяніе Норвегіи стало возрастать , а русскій Мурманъ , отрѣзан - ный болѣе ! /2 года отъ остальной Россіи, с т ал ъ падать. Вотъ что пис алъ в ъ своемъ Вс еподданѣйшемъ до- кл а дѣ Минис тръ Финансовъ С. Ю. Витте о б ъ э к он оми ческой зависимости Финмаркена о т ъ Россіи: „Въ прежне е время Финмаркенъ могъ п р о д о в о л ь с т в о в а т ь с я т оль ко архан г ел ь с кимъ хлѣбомъ , и потому под- д ерж ан іе тор говли съ ру с скимъ Помо р ь емъ было для него на с только важно, что нор в еж ское прави тельс тво особой статьей т р а к т а т а 1838 года выговорило себѣ право ежегодно получать и зъ Россіи п я т ь д е с я тъ тысячъ четвертей ржи, а в ъ крымскую кампанію д аж е вступило в ъ соглашеніе с ъ воюющими сторонами относительно неприкосновенности этой торговли . Т епер ь съ р а звит іемъ пароходныхъ сообщеній, с ѣ в е р ъ Норвегіи легко м ож е тъ получ а ть во в сякое время хлѣбъ и з ъ др у ги х ъ с транъ . То же самое съ лѣ сомъ : прежде всѣ постройки в ъ Финмаркенѣ дѣл а ли с ь и зъ русскаго лѣса; нынѣ строит ельные ма тер іалы и д аж е цѣлы е дома в ъ готовомъ видѣ дост авляют ся и зъ южной Норвегіи. При т а ки хъ услов іяхъ мѣновая т ор говля нашего П омор ь я съ Норвегіей д о с т а в л я е тъ н амъ все менѣе и менѣе в ы г о д ъ “. С ъ половины XIX с толѣтія Мурманск ій б е р е г ъ испы- ты в а е т ъ уже обратное вліяніе нор в ежце въ , поселившихся т ам ъ или п р іѣ зж ающи х ъ на промыслы. Въ это время наблюд ала с ь печ альная картина: М у р манское побережье , политически составляя часть р у с скаго государства, фактически находилось в ъ распо- ряженіи Норвегіи. Однако , съ 1860 года наш е п р а вительство принима е тъ р я д ъ м ѣ р ъ для заселенія Мур- манскаго побережья , пр едо с т а ви въ переселенцамъ нѣко- т оры я льготы . Но хотя колонизація Мурмана происхо — 101 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz