Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

— 100 — компаніямъ . Та ка я система продолжал а с ь до конца XVI столѣтія. Одн а ко в ъ XVI и XVII с т олѣ т іяхъ „Коль- скій о с т р о г ъ “ *), учр ежденный для отпора на бѣ г амъ и гр абежу д а т ч а нъ и ш в едо въ , (т.-е. вообще ,,Мурмановъ “), пр о ц в ѣ т а л ъ и не имѣ л ъ на всемъ сѣ в е рѣ себѣ соп ер ­ ника, вплоть до основанія Архангельска, постепенно па- р али зо в а вш а го кольск іе т ор го вы е интересы. Въ 1701 г. по ука зан ію П е т р а Великаго въ Колѣ была построена крѣпост ь , ч етыреу гольная съ башнями по угламъ , на ко т о ры х ъ были поставлены в ъ два ряда пушки. Въ царс твован іе Павла I Кольская крѣпо с т ь была разоружена. Въ 1809 г. Колу захватили англичане; в ъ крымскую кампан ію они сожгли городъ . Кола служила одно время мѣ с томъ ссылки. При П е т рѣ I здѣ с ь ж и л ъ в ъ ссылкѣ Ст епанъ Лопухинъ съ семьей; в ъ 1774 г. сюда были сосланы 13 ч ел о в ѣ къ к а з а к о в ъ — уч а с тни ко въ Пугачев- скаго бунта, а съ 1804 г. сюда ссылали уголовныхъ п р е с тупниковъ . Нынѣ Кол а—з аш т а тный городъ . П е т р ъ Великій впервые о б р а т и л ъ усиленное вниманіе на значеніе сѣ в ер а для всей страны, и в ъ частности Мурмана: отмѣнилъ разныя стѣснит ельныя мѣры , учре- д и л ъ китоловное предпріятіе, выпи сыв алъ для засолки ры бы г олландскихъ по с о лыци ко въ и т. д. Но внима- ніе П е т р а Великаго было отвлечено на з ападъ , и Мур- м анъ начина е тъ влачить ж а л к о е существованіе. Д о по- слѣдня го времени о немъ всюду составилось столь л ож ­ ное представленіе, к а к ъ о необитаемой землѣ, гдѣ „мо~ г у тъ жи т ь два пѣтуха и т ри к у р и цы 1'— резолюц ія архан- скаго Г ен ер ал ъ - Губ ерна тора м арки за д е-Трав ерс е , в ъ 1842 году, на ход а т ай с т вѣ вологодскаго и вятскаго к у ­ печества о б ъ учрежден іи „Полярной Компан іи1 для ки- т обойныхъ и рыбныхъ промысловъ . Не т а к ъ смотрѣли на э т о тъ край норвежцы , которые научились у в аж а т ь русскихъ п оморо въ за присущія имъ к ач е с тв а хорошихъ м о р еходо въ и опытныхъ промышлен - никовъ . Д о начала минувшаго в ѣ к а Мурманское побе ­ р ежь е и Финмаркенъ всецѣло находились подъ вл іяніемъ рус скихъ п ом о р о въ— промышленниковъ , которые были учителями н о р в еж ц е в ъ в ъ промысловомъ д ѣ л ѣ и очень полезными д л я нихъ людьми . Когда во время царство- *) Старинное названіе крѣпостцы, стоявшей на мѣстѣ города Колы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz