Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.

р а н г е ръ -ф іо р дъ , а в ъ 1826 г. граница приняла с о в р е ­ менное направл ен іе *). Ра спро с т р аненно е обще е названіе „М у рм а н ъ “ обр аз о в ало с ь о тъ слова, п ередѣланн а го сѣв ерян ами — „Н о р м а н н ъ “, к а к ъ назывались датчане, шведы , норвежцы , съ которыми столѣтія тому на з адъ нов городскіе выходцы вели упорныя столкновенія и войны. „Въ лѣто... ходиша на Мурманы и п о в о е в аш а “... вс трѣч ают с я ука зан ія в ъ лѣтописи. Н абѣ ги на с ѣ в е р ъ нормановъ и причиняемыя ими ра зор ен ія были д о ­ вольно часты, вызывая, в ъ свою очередь, сильный от- по ръ со стороны нов городцевъ . К а к ъ извѣстно, для безопасности промысло въ на Мурманѣ , промышленники в ъ былое время составляли д аж е в ооруженныя партіи, т а к ъ называемый „ватаги". Пер во е русское поселеніе Кола упоминается в ъ лѣто- писяхъ уже п о д ъ 1264 годомъ . Около половины XV в ѣ к а появились поселенія на восточномъ и южномъ берегу Кольскаго полуострова: К анд алакш а, П о р ь я губа, Поной. Въ 1533 году кольскіе и терск іе лопари были к р е ­ щены Ѳеодори томъ , а мотовскіе и печенгскіе — Трифо - номъ, по с т роившимъ на р ѣ к ѣ Печен гѣ монастырь. Первыми русскими промышл енник ами на Коль скомъ полуос тровѣ были н о в город с к іе выходцы , промышляв - шіе въ Кольской губѣ. О промысл ахъ колянъ скоро стало извѣстно и д р у гим ъ жи т е л ямъ сѣвера, ко торые т а кж е начали сюда приходить. В ъ пер іодъ времени с ъ половины XVI столѣтія до половины XVII сильно развиваются морскіе промыслы. Экономиче ское значеніе мурманскихъ промысло въ для ино с тр анц е въ было т а к ъ велико, что датчане, завл адѣ - вш іе в ъ с ерединѣ XV в ѣ к а Норвегіей, д ля болѣ е успѣш- ной конкурренц іи в ъ Лапл а нд с ки х ъ и Бѣ л ом о р с ки х ъ пор т ахъ съ англичанами и голландцами учредили въ Вард э таможенную заставу, взимая со всякаго иностран- наго судна, идущаго на Мурманъ , особую пошлину за пропускъ . З а тѣм ъ начались различныя стѣсненія и съ нашей стороны. С ъ цѣ л ью извлеченія д ля казны дохо- д о в ъ съ промысловъ , были введены пошлины на рыбу, въ Колѣ учр ежден а таможня, а промыслы стали посту­ па т ь на откупъ не т оль ко русскимъ , но и иностраннымъ — 99 - *) См. „Описаніе Мурманскаго побережья", адмирала А. К. Сиден- сцера, Изд. Глав. Гидр. Упр. Морского Министерства; стр. 74. 7 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz