Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.
89 дислокац іонныхъ трещинъ , сбро со въ и проваловъ , к о торые обусловили собою, напримѣръ ., очертан ія Мур- манскаго берега (сбросъ, происшедшій , по мнѣнію нѣко- т о ры хъ ученыхъ , в ъ верхне- или послѣ девонское время) и, повидимому, приняли участіе въ образован іи Сего- зера, Онежск а го озера, Кандал акшской губы Бѣла го моря, частей озера Имандры , Кольской губы, д о л и т , р ѣ к ъ Колы , Туломы и друг. Возможно, что нѣкоторыя изъ этихъ явленій произо шли въ сравнительно недавнее время, бы ть -може тъ даже, к а к ъ предпол а га етъ Седер гольмъ , в ъ третичную эпоху. Всѣ эти дислокаціи чрезвычайно отчетливо отразились на современномъ р е л ь ефѣ и имѣли огромное вліяніе на направлен іедвиж ен ія ледниковаго покрова и на его работу. П о слѣд о в а вш ая в ъ послѣтре тичномъ пер іодѣ л едни ковая эпоха была чрезвычайно важнымъ моментомъ въ жизни разсматриваемой мѣстности. На с тупивш ія событія рѣ зко нарушили жизнь этой части континента, и но- выя условія совершенно измѣнили обли къ страны. Мощные ледниковые покровы , сгіускавшіеся съ Скан- динаво -Финляндскихъ высотъ , произвели з дѣ с ь колос сальную работу разрушен ія и перемѣщен ія, а з а т ѣм ъ и отложенія огромной массы матеріала, захваченнаго ими по пути. Повсюду они оставили хар а кт ерные слѣды сво его пребыванія и своей нивелирующей д ея т ел ьно с ти и я вились гл авнымъ дѣя т ел емъ въ созданіи современнаго рел ь ефа этой мѣстности и ея гидро графич е скихъ о со бенностей. Эти слѣды , главнымъ образомъ , выражаются: въ отмѣченной выше полиро в кѣ с к а л ъ и приданіи имъ х а р а к т ерныхъ окру гло выпуклыхъ ф о рм ъ (т акъ н а зы ваемые „бараньи л бы “ и „курчавыя с к а лы “), изборожде- ніи ихъ царапинами (шрамами), ука зыв ающими напра- вленіе движенія ледпиковъ, наконецъ, въ отложеніи моренъ, т.-е. продуктовъ , захваченных!, и перенесеп- ныхъ ледниками, и озовъ, по мѣстному названію, „ с е л ь г ъ “ о с адк о въ подледниковыхъ рѣ къ . Кромѣ того, в с трѣчаются тонко отмученныя ледниковыя глины, пред- ставляющ ія собою продук тъ п ереработки моренпыхъ отложеній. И з ъ моренъ наибольше е развитіе имѣетъ поддонная морена, съ б о льшимъ количеством!, валу- но въ мѣ с тныхъ породъ, въ нѣ к о то ры х ъ случаяхъ п р и нимающая вид ъ небольших!, холмовъ, вытянутых!, п а раллельно направленію движенія л еднико въ . Иногда встреч а е тся , т а к ъ называемое, нагроможденіе валуповъ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz