Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района/ Управление по постройке Мурманской жел. дор. - Петроград : Типография Товарищества А. Ф. Маркс, 1916. - 204 с., [33] л. ил., [1] л. карт.: ил. - На правах рукописи.
71 - тахъ, по со гл ашен ію съ Переселенческимъ Управленіемъ. По прибытіи въ Архангельскъ, п ер едъ посадкою на суда, китайцы подвергались, к а к ъ и русскіе рабочіе, новому врачебному осмотру. Условія найма ки т айц е въ в ъ началѣ были установлены слѣдующія: поденная плата отъ 1 руб. 50 коп. до 1 руб. 75 коп., которая выдается со дня прибытія на работы; п роѣ зд ъ за счетъ Управлен ія постройки и по 50 ко- пѣ е къ на продовольствіе в ъ пути до гірибытія на мѣсто работъ. Впослѣдствіи поденная плата была повышена до 2 руб. 40 коп. По установившемуся взгляду на цѣну желтаго труда плата эта должна быть признана значительной, что объясняется о громнымъ спросомъ на китайскія рабочія руки в ъ т е к ущ емъ году, к а к ъ д ля предпріятій г о рн о з а водской промышленности, т а к ъ и для многочисленныхъ по с троекъ же лѣ з ных ъ д о р о г ъ . Кромѣ т о го , вопреки общераспрос траненному мнѣнію, всеобщее вздорожаніе жизни учитывается китайцами, которые хорошо освѣдо- млены о положеніи д ѣ л ъ во в семъ мірѣ. Стоимость доставки одного китайскаго рабочаго вы р а зилась приблизительно въ 90 рублей. Въ концѣ лѣ т а 1916 года на линіи, т акимъ образомъ , имѣлись слѣдующія категоріи рабочихъ: а) вольнонаем ные русскіе рабочіе *); б) вольнонаемные рабочіе ф'ін- ляндцы; в) военноплѣнные австро -венгерскаго и гер- манскаго подданства; г) китайцы и маньчжуры , вы в е зенные съ Д а л ь н я г о Востока **). Самыя разнообразныя народности Россіи, Австро-Вен- гріи, Германіи и Китая привлечены к ъ постройкѣ М у р манской жел. дор., что создало не мало затрудненій строительной администраціи смѣшен іемъ я зыковъ , при- выч е къ и требованій. Русскіе, финны, татары , армяне, черкесы, дагестанцы, чехи, венгры, нѣмцы, китайцы — были собраны д ля о д * ) Имѣется въ виду лишь общеимперское русское подданство, т. к. въ этническомъ отношеніи вольнонаемные рабочіе принадле жали къ различнымъ группамь. Въ 1916 году работало, между про- чнмъ, до 2.000 киргизовъ Семипалатинской области. Жепскій трудъ въ послѣднее время примѣняется весьма у п ѣш н о въ земляныхъ ра- ботахъ на линіи Сорока-Кандалакша, гдѣ работають около 1500 дѣ- вицъ изъ средне-русскихъ губерній. **) Въ 1915 году къ работамъ, главнымъ образомъ, но разгрузкѣ су- довъ и частью по балластировкѣ пути, было привлечено незначитель ное количество срочныхъ арестантовъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz