Мухин, А. А. Промысловые нужды Мурмана / А. А. Мухин. - Архангельск : Губернская типография, 1911. – 7 с. - Перепеч. из: Известия Архангельского общества изучения Русского севера. 1911. N 17.

— 5 — жѳтъ идти нормально: перѳрывъ въ работахъ изъ-за отсутствія депегь, переплата за матеріалы, покупаемые въ цолгъ, значительно повышаютъ стоимость постройки судна, а отсутствіе въ Поморьи хорошихъ спеціа- листовъ-мастеровъ и верфей не всегда гарантируетъ, что новое судно будетъ обладать хорошими морскими качествами. ІІаконецъ, достроивъ и вооруживъ судно, промышленникъ долженъ привести судно въ А р ­ хангельску заявить въ портовое управлепіе и таможню, исполнить всѣ формальности по освидѣтельствованію, оцѣнкѣ, страховавію и припискѣ къ порту судна и только тогда, по совершеніи закладной, ѳму выдается ссуда въ размѣрѣ 2/з стоимости судна. Часто, погашая этой ссудой третью долю частпаго долга, промышленникъ связываетъ себя новымъ обязательствомъ, которое ему не по силамъ. Тѣмъ болѣе, что лучшая часть промысловаго періода—весна того года, когда выстроено судно, пропадаетъ для него въ совершеніи разныхъ обрядностей въ Архан­ г е л ь с к . Неудивительно, что закономъ 1904 года почти не одинъ рыбо- ловъ-промышленнпкъ не воспользовался и получали ссуды лишь мелкіе торгово-промышленники, покупщики рыбы въ Норвегіи для Архангельска- го порта. Для развитія собственно-промысловаго дѣла необходимъ кре- дитъ быстрый, и на льготныхъ условіяхъ, съ возможно меньшей бу ­ мажной формальностью. По повѣркѣ матеріальнаго положенія и—глав- нымъ образомъ—работоспособности просителя, слѣдовало-бы выдавать ссуду, какъ въ видѣ уплаты за пріобрѣтаемое судно, безразлично, гдѣ- бы оно ни было построено, лишь-бы судно было современнаго типа, надлежащей прочности и соотвѣтствовало промысловымъ цѣлямъ; на судно, вновь строющѳеся въ Россіи—кредитовать по мѣрЬ движенія ра ­ бота по постройкѣ, имѣя наблюденіе, чтобы судно было лучшаго типа и особенно поощряя обзавѳденіе рыбопромышленниками парусно­ моторными судами. Своевременно было-бы возбудить ходатайство о дозволеніи безпошлиннаго ввоза изъ-за границы для приморскаго насе- ленія Архангельской губерніи моторовъ. Обязательное страхованіе мо- торныхъ ботовъ такъ же ввести въ нынѣ существующей законъ о стра- хованіи судовъ. Содѣйствуя развитію промысловаго дѣла на русскомъ Мурман- скомъ берегу, у Повой Земли и Канина Носа на хорошо вооружен- ныхъ палубныхъ судахъ, въ тоже время не слѣдуетъ отказывать въ иоддержкѣ кредитомъ и тѣмъ маленькимъ, незамѣгнымъ работникамъ, въ торгово промышленной сферѣ, которые занимаются скупкою рыбы съ мѣстъ производства промысловъ д ія отправки къ Архангельскому и Бѣломорскимъ портамъ. Промышленники-поморы этого типа по большей части люди небольшого достатка, находятся кругомъ въ долгу у своихъ земляковъ —крупныхъ каииталистовъ; для своего „оборота" ио скупкѣ рыбы кре­ дитуются изъ года въ годъ на самыхъ тяжелыхъ условіяхъ, совершая иногда такія коммерческая сдѣлки, что съ трудомъ можно вѣрить!.. Такъ, папримѣръ, извѣстны случаи, когда „промышленникъ", вмѣсто дѳнежнаго кредита получаетъ крѳдитъ хлѣбомъ по существующей ры­ ночной цѣнѣ; хлѣбъ этотъ доставляетъ на своемъ парусномъ суднѣ въ Норвегію и тамъ иродаѳтъ его купцамъ рублемъ на мѣшокъ дешевле противъ архангельскихъ цѣнъ!.. У извѣстныхъ архангельскихъ милліо- пѳровъ поморъ часто кредитуется и занимаетъ иногда за Г2%> годо- выхъ... ІІа добытыя деньги промышленникъ нріобрѣтаетъ у норвежскихъ рыбопромышленииковъ рыбу, грузитъ на свое судно и доставляетъ въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz