Мухин, А. А. Промысловые нужды Мурмана / А. А. Мухин. - Архангельск : Губернская типография, 1911. – 7 с. - Перепеч. из: Известия Архангельского общества изучения Русского севера. 1911. N 17.

_ 4 — женъ бываетъ сдѣлать не одну сотню верстъ и, конечно, ему никогда не удается удовлетворить спросъ на нее одновременно въ разныхъ иунк- тахъ. Кгь тому-же и коммерческія цѣли играютъ нѣкоторую роль въ до- ставкѣ наживки: ботъ направляется туда, гдѣ вѣрнъе горантія сдать и дороже взять... Въ виду полной неурегулированности и недостаточности снабженія промышленниковъ наживкою, является крайней необходимостью, за отсутствіемъ въ Архангельской губѳрніи общественных!, земскихъ учреждепій, взять эту заботу на себя органамъ правительственной вла­ сти. Для рыболовной инспекціи—благодарное и широкое поле дѣя- тѳльности... Для снабженія наживкою было бы полезно имѣть три-четыре хоро- шихъ моторно-парусныхъ бота или два неболыпихъ пароходика съ по- мѣстительнымп трюмами и полнымъ оборудовапіемъ разными неводами для лова наживки. Какъ районъ обслуживанія, такъ равно и такса па наживку должны быть точно опрѳдѣлены, при чемъ коммерческая сто­ рона въ" этомъ дѣлѣ не должна имѣть особеннаго значепія; наживочное дѣло должно вестись при помощи и руководствѣ правительства. Для запасовъ наживки на берегу слѣдова іо-бы имѣть неболыліе холодиль­ ники, хотя въ наиболѣе крупныхъ становищахъ. Вторымъ паболѣвшимъ вопросомъ является для промышленниковъ вопросъ о промысловомъ суднѣ. Въ настоящее время, даже въ сознаніи поморскаго населенія, потеряла свои прелести допотопная шняка; изго­ няемая изъ промысловаго употребления въ Ыорвегіи легкая, быстроход­ ная, безпалубная лодка—ёла уже не составляетъ конечную цѣль мечта- ній мурманскаго поселенца—колониста, наглядно съ каждымъ годомъ убѣждаюіцагося въ преимуществахъ палубнаго бота и иынѣ мечты его доходятъ до бота-мотора. По въ удовлетворевіи нужды пріобрѣтенія хо- рошаго бота стоятъ на пути неумолимыя препятствія: отсутствіе денеж- ныхъ средствъ у' рядового промышленника, инертность состоятельныхъ лицъ, недоступность кредита. ІІослѣдвее обстоятельство давно сознано „въ нодлежащихъ сферахъ“ и получило разрѣшеніе въ видѣ закона 24 мая 1904 гола и правилъ 16 марта 1905 года, изданныхъ въ разви­ тие этого закона. Къ сожалѣнію, тѣ ограничѳнія, которыя поставлены правилами, сводятъ на гірактикѣ нользованіе кредитомъ на нуль... Глав­ ное стѣсненіе въ кредитѣ по закону 1904 года зак лючается въ слѣдую- щемъ: а) судно должно строиться въ Россіи и изъ русскихъ матеріаловъ, б) ссуда выдается уже подъ выстроенное судно и переданное въ залогъ казнѣ, в) размѣръ ссуды—-2/з стоимости судна, г) ростъ по ссудѣ взи­ мается въ размѣрѣ 3,8°/о въ годъ. Такимъ образомъ, желая обзавестись судномъ, воспользоваться ка- зеннымъ кредитомъ, мелкій промышленникъ volens—nolens должепъ по­ терять почти годъ времени, пока судно выстроится въ Россіи, затратить значительный средства на разработку чертежа и спецификацію судна, на пріобрѣтеніе строительпыхъ матеріаловъ, на наемъ мастеровъ и проч., но такъ какъ средствъ у него нѣтъ, то съ сама,го начала, еще не приступая къ работѣ судна, опъ ищетъ частнаго кредита, и съ тру- домъ находитъ его на условіяхъ крайне тяжелыхъ. При такихъ обстоя- тельствахъ, вдостоль измотавшись въ поискахъ кредита и другихъ хло- потахъ съ чертежомъ, пріисканіемъ мастеровъ, покуикѣ матеріаловъ и проч., промышленникъ приступаешь къ постройкѣ судна въ какой- нибудь Нименьгѣ или Нюхчѣ, въ такомъ миломъ уголкѣ, куда каждый гвоздь, каждый винтикъ и блокъ надо завести за сотни верстъ, т. к. на мѣ- стѣ ничего не достать. Понятно, при этихъ условіяхъ постройка по мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz