Мухин, А. А. Промысловые нужды Мурмана / А. А. Мухин. - Архангельск : Губернская типография, 1911. – 7 с. - Перепеч. из: Известия Архангельского общества изучения Русского севера. 1911. N 17.
_ 4 — женъ бываетъ сдѣлать не одну сотню верстъ и, конечно, ему никогда не удается удовлетворить спросъ на нее одновременно въ разныхъ иунк- тахъ. Кгь тому-же и коммерческія цѣли играютъ нѣкоторую роль въ до- ставкѣ наживки: ботъ направляется туда, гдѣ вѣрнъе горантія сдать и дороже взять... Въ виду полной неурегулированности и недостаточности снабженія промышленниковъ наживкою, является крайней необходимостью, за отсутствіемъ въ Архангельской губѳрніи общественных!, земскихъ учреждепій, взять эту заботу на себя органамъ правительственной вла сти. Для рыболовной инспекціи—благодарное и широкое поле дѣя- тѳльности... Для снабженія наживкою было бы полезно имѣть три-четыре хоро- шихъ моторно-парусныхъ бота или два неболыпихъ пароходика съ по- мѣстительнымп трюмами и полнымъ оборудовапіемъ разными неводами для лова наживки. Какъ районъ обслуживанія, такъ равно и такса па наживку должны быть точно опрѳдѣлены, при чемъ коммерческая сто рона въ" этомъ дѣлѣ не должна имѣть особеннаго значепія; наживочное дѣло должно вестись при помощи и руководствѣ правительства. Для запасовъ наживки на берегу слѣдова іо-бы имѣть неболыліе холодиль ники, хотя въ наиболѣе крупныхъ становищахъ. Вторымъ паболѣвшимъ вопросомъ является для промышленниковъ вопросъ о промысловомъ суднѣ. Въ настоящее время, даже въ сознаніи поморскаго населенія, потеряла свои прелести допотопная шняка; изго няемая изъ промысловаго употребления въ Ыорвегіи легкая, быстроход ная, безпалубная лодка—ёла уже не составляетъ конечную цѣль мечта- ній мурманскаго поселенца—колониста, наглядно съ каждымъ годомъ убѣждаюіцагося въ преимуществахъ палубнаго бота и иынѣ мечты его доходятъ до бота-мотора. По въ удовлетворевіи нужды пріобрѣтенія хо- рошаго бота стоятъ на пути неумолимыя препятствія: отсутствіе денеж- ныхъ средствъ у' рядового промышленника, инертность состоятельныхъ лицъ, недоступность кредита. ІІослѣдвее обстоятельство давно сознано „въ нодлежащихъ сферахъ“ и получило разрѣшеніе въ видѣ закона 24 мая 1904 гола и правилъ 16 марта 1905 года, изданныхъ въ разви тие этого закона. Къ сожалѣнію, тѣ ограничѳнія, которыя поставлены правилами, сводятъ на гірактикѣ нользованіе кредитомъ на нуль... Глав ное стѣсненіе въ кредитѣ по закону 1904 года зак лючается въ слѣдую- щемъ: а) судно должно строиться въ Россіи и изъ русскихъ матеріаловъ, б) ссуда выдается уже подъ выстроенное судно и переданное въ залогъ казнѣ, в) размѣръ ссуды—-2/з стоимости судна, г) ростъ по ссудѣ взи мается въ размѣрѣ 3,8°/о въ годъ. Такимъ образомъ, желая обзавестись судномъ, воспользоваться ка- зеннымъ кредитомъ, мелкій промышленникъ volens—nolens должепъ по терять почти годъ времени, пока судно выстроится въ Россіи, затратить значительный средства на разработку чертежа и спецификацію судна, на пріобрѣтеніе строительпыхъ матеріаловъ, на наемъ мастеровъ и проч., но такъ какъ средствъ у него нѣтъ, то съ сама,го начала, еще не приступая къ работѣ судна, опъ ищетъ частнаго кредита, и съ тру- домъ находитъ его на условіяхъ крайне тяжелыхъ. При такихъ обстоя- тельствахъ, вдостоль измотавшись въ поискахъ кредита и другихъ хло- потахъ съ чертежомъ, пріисканіемъ мастеровъ, покуикѣ матеріаловъ и проч., промышленникъ приступаешь къ постройкѣ судна въ какой- нибудь Нименьгѣ или Нюхчѣ, въ такомъ миломъ уголкѣ, куда каждый гвоздь, каждый винтикъ и блокъ надо завести за сотни верстъ, т. к. на мѣ- стѣ ничего не достать. Понятно, при этихъ условіяхъ постройка по мо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz