Мухин, А. А. О Мурмане и Лопландии : записка чиновника по крестьянским делам 1-го участка Александровского уезда А. А. Мухина. - Архангельск : Губернская типография, 1910. - 50 с.
— 36 — ность, примитивная парусность, малоподвижность, тяжесть; по ложительный: крѣпость. Третій тигіъ судна, вводимый за послѣднее десятилѣтіе въ, Мурманскихъ промыслахъ—палубный ботъ, съ хорошей оснасткой, иногда даже съ моторомъ. Оставляя въ сторонѣ моторный дви гатель, какъ нѣчто желанное, но далеко недостижимое пока для пшрокаго круга обыішовенныхъ промышленниковъ, до статочно остановиться на одномъ палубномъ ботѣ, съ хоро шей парусностью. Это—крѣпкое судно, хорошо выработаннаго типа, <п> прочной палубой, подъ которой раямѣіцены трюмы для укладки рыбы, кладовая для провизіи и воды, каюта для нро- мышленниковъ, всегда имѣющихъ возможность затопить чугун ный каминъ, вскипятить чайникъ, обогрѣться и обсушиться. Отправляясь въ море на промыселъ, владѣлецъ такого бота можетъ захватить съ собой и нѣкоторый запасъ соли, что бы тамъ же, на суднѣ, солить рыбу, имѣетъ полную возмож ность и выйти подальше въ море, подыскать болѣе рыбную банку, на которой затѣмъ и выметать ярусъ. При начинающемся штормѣ промышленникъ имѣетъ возможность выбрать ярусъ и съ меньшимъ рискомъ „убѣжать" домой въ становище или въ безопасную бухту. Къ сожалѣнію, матеріальная несостоятельность, отсутствіе мореходныхъ знаній, необходимыхъ въ извѣстной степени для управленія паруснымъ палубнымъ судномъ, привычка къ рути- нѣ тормазятъ распространеніе среди промышленниковъ хоро- шихъ судовъ. Численность мореходныхъ и промысловыхъ судовъ, принад- лежашихъ колонистамъ Мурманскаго берега, представляется в ъ слѣдующемъ вндѣ: на 1января 1910 г. въ Кольско-Лопарской во лости состояло мореходныхъ судовъ 18, промысловыхъ—130, итого 148, въ Мурманско-Колонистской—мореходныхъ 4, промы словыхъ 87, итого 91, а всего по двумъ волостямъ—239 судовъ. Въ чпслѣ означенныхъ 239 судовъ палубныхъ промысло вых!» листерботовъ всего 40 и 1 Сендмерская лодка, мореходныхъ судовъ—22, а остальныя: шлюпы, елы, шняки, фенбурины и другія безпалубныя суда. И на этотъ разъ приходится отмѣтить, что болѣе культур ное населеніе обзаводится и болѣе усовершенствованными про мысловыми судами. Такт», колонисты Кольско-Лопарской волости имѣютъ всего 10 листерботовч» и 1 Сендмерскую лодку, колонисты же Мурман ско-Колонистской волости, въ подавляющемъ болыпинствѣ фин ны и норвежцы по происхожденію, имѣютъ 30 листерботовъ. Промысловое Переходя къ техиическимъ орудіямъ морских'!, рыбныхъ и снаряжвнів. звѣриныхъ промысловъ, слѣдуетъ замѣтить, что въ этомъ отно- шеніи у нашихъ промышленниковъ орудія промысловъ почти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz