Мухин, А. А. О Мурмане и Лопландии : записка чиновника по крестьянским делам 1-го участка Александровского уезда А. А. Мухина. - Архангельск : Губернская типография, 1910. - 50 с.

— 36 — ность, примитивная парусность, малоподвижность, тяжесть; по­ ложительный: крѣпость. Третій тигіъ судна, вводимый за послѣднее десятилѣтіе въ, Мурманскихъ промыслахъ—палубный ботъ, съ хорошей оснасткой, иногда даже съ моторомъ. Оставляя въ сторонѣ моторный дви­ гатель, какъ нѣчто желанное, но далеко недостижимое пока для пшрокаго круга обыішовенныхъ промышленниковъ, до­ статочно остановиться на одномъ палубномъ ботѣ, съ хоро­ шей парусностью. Это—крѣпкое судно, хорошо выработаннаго типа, <п> прочной палубой, подъ которой раямѣіцены трюмы для укладки рыбы, кладовая для провизіи и воды, каюта для нро- мышленниковъ, всегда имѣющихъ возможность затопить чугун­ ный каминъ, вскипятить чайникъ, обогрѣться и обсушиться. Отправляясь въ море на промыселъ, владѣлецъ такого бота можетъ захватить съ собой и нѣкоторый запасъ соли, что­ бы тамъ же, на суднѣ, солить рыбу, имѣетъ полную возмож­ ность и выйти подальше въ море, подыскать болѣе рыбную банку, на которой затѣмъ и выметать ярусъ. При начинающемся штормѣ промышленникъ имѣетъ возможность выбрать ярусъ и съ меньшимъ рискомъ „убѣжать" домой въ становище или въ безопасную бухту. Къ сожалѣнію, матеріальная несостоятельность, отсутствіе мореходныхъ знаній, необходимыхъ въ извѣстной степени для управленія паруснымъ палубнымъ судномъ, привычка къ рути- нѣ тормазятъ распространеніе среди промышленниковъ хоро- шихъ судовъ. Численность мореходныхъ и промысловыхъ судовъ, принад- лежашихъ колонистамъ Мурманскаго берега, представляется в ъ слѣдующемъ вндѣ: на 1января 1910 г. въ Кольско-Лопарской во­ лости состояло мореходныхъ судовъ 18, промысловыхъ—130, итого 148, въ Мурманско-Колонистской—мореходныхъ 4, промы­ словыхъ 87, итого 91, а всего по двумъ волостямъ—239 судовъ. Въ чпслѣ означенныхъ 239 судовъ палубныхъ промысло­ вых!» листерботовъ всего 40 и 1 Сендмерская лодка, мореходныхъ судовъ—22, а остальныя: шлюпы, елы, шняки, фенбурины и другія безпалубныя суда. И на этотъ разъ приходится отмѣтить, что болѣе культур­ ное населеніе обзаводится и болѣе усовершенствованными про­ мысловыми судами. Такт», колонисты Кольско-Лопарской волости имѣютъ всего 10 листерботовч» и 1 Сендмерскую лодку, колонисты же Мурман­ ско-Колонистской волости, въ подавляющемъ болыпинствѣ фин­ ны и норвежцы по происхожденію, имѣютъ 30 листерботовъ. Промысловое Переходя къ техиическимъ орудіямъ морских'!, рыбныхъ и снаряжвнів. звѣриныхъ промысловъ, слѣдуетъ замѣтить, что въ этомъ отно- шеніи у нашихъ промышленниковъ орудія промысловъ почти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz