Мухин, А. А. О Мурмане и Лопландии : записка чиновника по крестьянским делам 1-го участка Александровского уезда А. А. Мухина. - Архангельск : Губернская типография, 1910. - 50 с.
— 35 — нѣкоторыми отдѣльными колонистами, даже дѣлалисъ ими по пытки въ этомъ направленіи, но всѣ старанія ихъ въ пріиска- ніи дѣльныхь товарищей остались безрезультатными. Отсутствіе солидарности, сплоченности между наличными поселенцами и сравнительное малолюдье не представляютъ поч вы для такой организаціи. Между тѣмъ именно артельная ор- ганизація морскихъ промысловъ только и можетъ быть наиболѣе продуктивна, захватывая наибольшее число активныхъ нромы- шленниковъ, заинтересовывая ихъ, возбуждая соревнованіе въ продуктивности работы, въ совершенствѣ промысловой техники и проч. Но промыселъ на новыхъ началахъ, при помощи хоро- шихъ ботовъ, вдали отъ береговъ, гдѣ нужны и сильныя руки и люди, объединенные на общемъ дѣлѣ, требуетъ прежде всего знаній, смѣлой иниціативы и людей общественно-воспитанныхъ Пока этого нѣтъ, нѣтъ и правильно поставленнаго промысловаго. дѣла, приходится довольствоваться тѣми „крохами", которыя достаются отъ рутинно-неподвижнаго, убогаго „шнячнаго" про мысла, съ его нищими „хозяевами" и полуголодными „работни- ками“, „паевщиками". Какъ уже было сказано, морскіе рыбные промыслы про- Промысло- изводятся иодавляющимъ болынинствомъ Мурманскихъ колони- выя суда, стовъ на безпалубныхъ, легкихъ судахъ, норвежскаго происхо- жденія, называемыхъ „елами“. Благодаря своей легкости и хорошей парусности (подъ косыми парусами), ела—это удобная быстроходная лодка, какъ чайка скользящая по гребнямъ оке анской волны. Но стоитъ только подуть свѣжему вѣтру, разо гнать болѣе или менѣе крупную волну,—что постоянно и не ожиданно быстро случается въ сѣверномъ океанѣ,—ела явля ется крайне опасной скорлупой, готовой каждую минуту перевернуться вверхъ килемъ, каждый мигъ залиться волной черезъ свой низкій бортъ. Измокшіе, иззябшіе люди то и дѣло мечутся отъ одного паруса къ другому „взять рифы“ или совсѣмъ „обронить" паруса, чтобы дальше на веслахъ „бѣжать" укрыться въ ближайшую бухту. Часто въ такихъ случаяхъ оставляютъ въ морѣ не выбраннымъ только что выметанный ярусъ, съ тѣмъ, чтобы потомъ не найти его. Таковы качества этого „совре- меннаго" для нашихъ колонистовъ промысловаго судна, уже выброшеннаго изъ промысловаго снаряженія въ Норвегіи. Другой типъ промысловаго судна, принятый главнымъ образомъ у поморовъ, это традиціонная, историческая „шняка“ . Распространяться о ней было бы излишне, такъ какъ всякій сѣверянинъ слыхалъ объ этой большой, тяжелой, крѣпкой, без- палубной лодкѣ, медленно движущейся подъ прямымъ парусомъ или, при безвѣтріи и непопутномъ вѣтрѣ, едва подвигающейся впередъ подъ веслами выбивающихся изъ послѣднихъ силъ про мышленниковъ. Отрицательныя стороны этого судна: безпалуб-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz