Мухин, А. А. О Мурмане и Лопландии : записка чиновника по крестьянским делам 1-го участка Александровского уезда А. А. Мухина. - Архангельск : Губернская типография, 1910. - 50 с.

— 33 — новищъ, особенно тѣхъ изъ нихъ, который опасны или неудобны для якорной стоянки, и тогда становища-колоніи остаются безъ сообщенія до слѣдующаго пароходнаго иосѣщенія. Такимъ образомъ, если признать сообщеніе съ колоніями по Мурманскому берегу въ настоящее время болѣе или менѣе пра­ вильными то нельзя того же сказаты іро сообщеніе съ тѣми пунк­ тами, куда не заходитъ пароходъ, и съ внутренними населенными пунктами Лопландіи. Путей здѣсь, въ смыслѣ устроенныхъ до­ рога., нѣтъ совсѣмъ, сообщеніе производится на оленяхъ, по тундрамъ, лѣсамъ и горамъ, указателем!, пути служатъ разстав- ленныя кое-гдѣ „вѣхи“ или сдѣланные „затесы" на корявыхъ бе- резкахъ. Для передвиженія „государственной" почты и нроѣз- жающихъ лидъ содержатся на Мурманскомъ берегу три зем- скихъ станціи въ колоніяхъ: Гавриловѣ (на восточномъ берегу)» Земляной и Печеньгѣ (на западномъ берегу); въ Лопландіи: въ Колѣ, Нотозерѣ, Кильдинскомъ погостѣ, выс. Кицѣ, Пулозерѣ, погостахъ: Ловозерѣ, Лявозерѣ, Семіостровскомъ, выселкахъ: Ягольной-боръ, Зашеекъ, Мотовскомъ и Пазрѣцкомъ погостахъ. Вся остальная часть Мурманскаго берега, всѣ колоніи по Мотовскому заливу, отдаленные погосты Сонгельскій и Воро. нежскій и селеніе Чалмозеро не имѣютъ совсѣмъ станцій, при чемъ послѣдніе три пункта (Сонгела, Воронежскій пог. и Чал­ мозеро) не имѣютъ никакихъ еообщеній. Такъ какъ перегоны между отдѣльными „станціями“ достигаютъ 100 и больше верстъ, то въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, при этомъ далеко не вездѣ, гдѣ нужно, среди тундръ устроены на счетъ земскихъ сборовъ „избы для пріюта проѣзжающихъ“. Такія избы существуютъ: 1) между Александровскомъ и Колой (на иерегонѣ въ 52 вер­ сты), 2) Кильдинскимъ погостомъ и Териберкой (на нерегонѣ въ 100 вер.), 3) Колой и Мотовскимъ погостомъ (перегонъ 80 вер.). Между Колой и Нотозерскимъ погостомъ (перегонъ 65 верстъ) изба разрушилась, а между ІІулозерскимъ и Ловозерскимъ погостами (на перегонѣ 90 верстъ) избы совсѣмъ не было и нѣтъ; нѣтъ также избъ между перегонами отъ Мотовскаго зим- няго погоста до ІІеченгскаго—зимняго, и негдѣ укрыться отъ холода и вьюги во время ожиданія зимою парохода въ Печенг- ской губѣ, у мѣстечка „Толстикъ“, куда обыкновенно становит­ ся пароходъ при замерзаніи Печенгской губы; запозданіе паро­ хода зимою на 12 часовъ, а иногда на сутки и болѣе—явленіе обыкновенное, и въ ожиданіи ирибытія парохода государствен­ ная почта, почталіонъ, ямщики, проѣзжающіе—всѣ остаются подъ открытымъ небомъ. Самыя избы для иріюта проѣзжающихъ находятся въ іюл- номъ безпорядкѣ: во многихъ выбиты стекла, изрублены на Дрова нары и скамьи, иногда даже полы разобраны и изрублены, камельки разбиты. Самое возмутительное отношеніе лицъ, ноль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz