Мухин, А. А. О Мурмане и Лопландии : записка чиновника по крестьянским делам 1-го участка Александровского уезда А. А. Мухина. - Архангельск : Губернская типография, 1910. - 50 с.
— 33 — новищъ, особенно тѣхъ изъ нихъ, который опасны или неудобны для якорной стоянки, и тогда становища-колоніи остаются безъ сообщенія до слѣдующаго пароходнаго иосѣщенія. Такимъ образомъ, если признать сообщеніе съ колоніями по Мурманскому берегу въ настоящее время болѣе или менѣе пра вильными то нельзя того же сказаты іро сообщеніе съ тѣми пунк тами, куда не заходитъ пароходъ, и съ внутренними населенными пунктами Лопландіи. Путей здѣсь, въ смыслѣ устроенныхъ до рога., нѣтъ совсѣмъ, сообщеніе производится на оленяхъ, по тундрамъ, лѣсамъ и горамъ, указателем!, пути служатъ разстав- ленныя кое-гдѣ „вѣхи“ или сдѣланные „затесы" на корявыхъ бе- резкахъ. Для передвиженія „государственной" почты и нроѣз- жающихъ лидъ содержатся на Мурманскомъ берегу три зем- скихъ станціи въ колоніяхъ: Гавриловѣ (на восточномъ берегу)» Земляной и Печеньгѣ (на западномъ берегу); въ Лопландіи: въ Колѣ, Нотозерѣ, Кильдинскомъ погостѣ, выс. Кицѣ, Пулозерѣ, погостахъ: Ловозерѣ, Лявозерѣ, Семіостровскомъ, выселкахъ: Ягольной-боръ, Зашеекъ, Мотовскомъ и Пазрѣцкомъ погостахъ. Вся остальная часть Мурманскаго берега, всѣ колоніи по Мотовскому заливу, отдаленные погосты Сонгельскій и Воро. нежскій и селеніе Чалмозеро не имѣютъ совсѣмъ станцій, при чемъ послѣдніе три пункта (Сонгела, Воронежскій пог. и Чал мозеро) не имѣютъ никакихъ еообщеній. Такъ какъ перегоны между отдѣльными „станціями“ достигаютъ 100 и больше верстъ, то въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, при этомъ далеко не вездѣ, гдѣ нужно, среди тундръ устроены на счетъ земскихъ сборовъ „избы для пріюта проѣзжающихъ“. Такія избы существуютъ: 1) между Александровскомъ и Колой (на иерегонѣ въ 52 вер сты), 2) Кильдинскимъ погостомъ и Териберкой (на нерегонѣ въ 100 вер.), 3) Колой и Мотовскимъ погостомъ (перегонъ 80 вер.). Между Колой и Нотозерскимъ погостомъ (перегонъ 65 верстъ) изба разрушилась, а между ІІулозерскимъ и Ловозерскимъ погостами (на перегонѣ 90 верстъ) избы совсѣмъ не было и нѣтъ; нѣтъ также избъ между перегонами отъ Мотовскаго зим- няго погоста до ІІеченгскаго—зимняго, и негдѣ укрыться отъ холода и вьюги во время ожиданія зимою парохода въ Печенг- ской губѣ, у мѣстечка „Толстикъ“, куда обыкновенно становит ся пароходъ при замерзаніи Печенгской губы; запозданіе паро хода зимою на 12 часовъ, а иногда на сутки и болѣе—явленіе обыкновенное, и въ ожиданіи ирибытія парохода государствен ная почта, почталіонъ, ямщики, проѣзжающіе—всѣ остаются подъ открытымъ небомъ. Самыя избы для иріюта проѣзжающихъ находятся въ іюл- номъ безпорядкѣ: во многихъ выбиты стекла, изрублены на Дрова нары и скамьи, иногда даже полы разобраны и изрублены, камельки разбиты. Самое возмутительное отношеніе лицъ, ноль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz