Материалы по статистическому исследованию Мурмана : [в 4 томах] / Ком. для помощи поморам русского Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. Описание колоний на Западе от Кольской губы до границ Норвегии. - Т. 2. вып. 2. - 1903. - IX, 202, 30 с.: карты, планы.

— 21 — тому назадъ; палубные листерботы, которые прочнее и удобнее въ моp ii, стали заводить Л'Ьтъ 8 тому назадъ. На листерботы местный л'Ьсъ колонисты считаютъ не совс'Ьмъ пригоднымъ и за- купаютъ для нихъ еловый л'Ьсъ въ Архангельск^. Строить суда умйютъ почти вс'Ь. Первый листерботъ но- строилъ Берстремъ (листерботы онъ вид^лъ въ Норвегш, а строилъ по книжк'Ь— „Руководство къ судостроение“ , нанорвежскомъязыкгЬ). Теперь (1899 г.) Берстремъ строитъ судно, на которомъ будутъ ходить на Новую Землю промышлять зверей. За работу хорошаго палубнаго листербота, годнаго для акульяго промысла, берутъ 150—200 р. Такое судно сработаютъ вдвоемъ въ зиму, если есть л'Ьсъ готовый на м’ЬсгЬ. Такое судно можетъ поднять до 1000 пудовъ и будетъ стоить безъ такелажа около 1000 рублей. Берстремъ говоритъ, что онъ за свою жизнь построилъ 15 листерботовъ, но считаетъ, что строить ихъ зд^сь невыгодно: дорогъ л'Ьсъ. М о р е х о д н ы х ъ с уд о въ крупнее листерботовъ у колонис­ товъ нг1тъ. Листерботы же имеются у 9 колонистовъ: Кайконена, Марьявара, Пертула, Эноярви, Маколини, Ужитало, Гейсканена, Люгутшеми и Фридриха Пессонена. Постороншя мореходныя суда никогда, кром-Ь исключитель- ныхъ случаевъ, въ Урскую губу не заходятъ: такъ, напр., въ Англорусскую войну 1853'— 55 г.г. въ Урй скрывались нисколько мореходныхъ судовъ колянъ. | 1|уйавв**я еёлмиИ I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz