Маноцков, В. И. Очерки жизни на Крайнем Севере. Мурман / В. И. Маноцков. – Архангельск : Типо-литография С. М. Павлова, 1897. – 193 c., табл., карта.

Тѣ задатки товаромъ или деньгами, которые хозяинъ выдадъ покрученникамъ при совершеніи условия (иногда достигающее до lJO— 100 руб. на человѣка), хозяинъ при разсчетЬ вычитаетъ. Такіе болыніе задатки имѣютъ мѣсто, впрочемъ, только при по- крутѣ на весеннШ промыселъ; «лѣтники»-же, т. е. промышляющіе лѣтомъ, получаютъ отъ хозяевъ гораздо меныпій задатокъ. На началахъ покрута на Мурманскомъ нобережьѣ, какъ свидѣтелье-твуетъ Книповичъ. произведши довольно точное стати­ стическое обслѣдованіе мурманскихъ промыеловъ въ 93 и 94 г.г., промышляетъ около 4/о всѣхъ промысловыхъ судовъ. Другими словами, организація мурманскихъ промыеловъ на */* основана на чисто почти капиталистическихъ началахъ, или, какъ называетъ Сазововъ систему покрута, на основаніяхъ «кулацкой артели..,.» Дѣйствительно, организуетъ артель хозяинъ—предприниматель, онъ подбираетъ по своему усмотрѣнію членовъ еа.... другими словами, на долю артельнаго начала остается только самый спо- собъ ловли и до нѣкоторой степени характер-!, распредѣленія общаго заработка. Сазоновъ-же указываетъ на характерный свой­ ства артели на началахъ покрута, заключающаяся въ томъ, что «сфера ея дѣйствія тамъ, гдѣ требуется болѣе значительный капиталъ въ видѣ кредита труду, рыболовныхъ снастей и продуктовъ продовольствія. Базисъ ея—обездоленный рабочііі, оторванный отъ орудій производства, доведенный невыгодными экономическими и общественными усдовіями до полной кабалы капиталисту—кулаку....» Одной изъ коренныхъ причинъ, вызвавших!, къ жизни систему покрута, многіе авторы считаютъ крупный размѣръ пред­ варительных-!. затрать для производства промысла, что становится вполнѣ понятнымъ, если принять во вниманіе то обстоятельство, что громадное большинство промышленниковъ идетъ промышлять на Мурманъ издалека; исключеніемъ отчасти служатъ промышлен­ ники, живущіе въ г. Колѣ, да колонисты, постоянные обитатели побережья. Въ зависимости отъ того, изъ какихъ элементов-*. составля­ ются артели на началахъ покрута, какъ мы указывали выше, измѣняется и типъ артели. Такъ, различаютъ два вида ея— помор - скій и колъекгй. Въ поморской артели валовой доходъ судна распределяется такъ, какъ мы уже говорили выше; въ кольекоііжо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz