Маноцков, В. И. Очерки жизни на Крайнем Севере. Мурман / В. И. Маноцков. – Архангельск : Типо-литография С. М. Павлова, 1897. – 193 c., табл., карта.

— 83 — оставался на одной иоловинѣ, затѣмъ расдарываютъ рыбѣ брюхо, вынимаютъ внутренности и промываютъ ее. Всѣ эти операціи продѣлываются со строгимъ раздѣденіемъ труда. Такъ, тяглецъ отрубаетъ голову, кормщикъ распластывает?, рыбу и вынимаетъ внутренности, наэюиводчжъ выбираетъ изъ внутренностей маюксу, или максу, какъ называютъ промышленники рыбью печень, и екладываютъ эту маюксу въ особыя кадки, а веселыцикъ сносить рыбу въ амбаръ для соленія. Рыбу, предназначенную для соленія, кладутъ въ амбарахъ рядами, иересыпаютъ эти ряды солью, и вся оиерація приготовленія трески можетъ считаться законченной. Та- кимъ образомъ приготовляется большая часть вылавливаемой на Мурманѣ трески.... Мы описали сейчасъ, такъ сказать классическій, способъ ея пряготовленія, но она не всегда такъ приготовляется, въ соотвѣт- ствіи съ временемъ лова мѣняется и способъ дриготовленія ея. Про­ мыслы по времени ихъ производства дѣлятся на весенній, лѣтній и осенній. Въ періодъ весенней ловли, т. е. въ Апрѣлѣ и Маѣ мѣсяцахъ, промышленники почти совсѣмъ не солятъ трески и всю почти массу ея продаютъ въ свѣжемъ видѣ въ Петербургъ. Спеціально за треской весенняго улова на Мурманскій берегъ приходятъ суда; на этихъ судахъ, число которыхъ, кстати сказать, временами дохо­ дить до 15 и 20, привозилась ранѣе обыкновенно соль изъ-за- границы и друпе товары, большею частію предметы первой необ­ ходимости. Въ настоящее время привозъ заграничной соли замѣтно уменьшился, благодаря устройству складовъ казенной соли въ нѣ- которыхъ пунктахъ побережья, и на судахъ, приходящихъ за весен- нимъ уловомъ, привозятся самые разнообразные товары, включи­ тельно до спиртныхъ напитковъ и притомъ въ громадномъ коли­ честв'!',. Суда, отвозящія свѣжую треску въ Петербургъ, большею частью принадлежать фактористамъ и богатымъ куицамъ Кемскаго уѣзда. Прибытіе этихъ судовъ— настоящій ираздникъ для промыш­ ленниковъ, ибо съ этого момента начинаютъ выясняться цѣны на треску, а вмѣстѣ съ этимъ и доля каждаго промышленника въ общемъ уловѣ. Обыкновенно по прпбытіи корабля всѣ сколько- нибудь знакомые капитану судна промышленники отправляются къ нему на обѣдъ, «на привальное», какъ говорятъ поморы, и во все пребывание судовъ у берега, время отъ времени капитаны ихъ устраиваютъ для промышленниковъ угощеніе съ порядочной вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz