Маноцков, В. И. Очерки жизни на Крайнем Севере. Мурман / В. И. Маноцков. – Архангельск : Типо-литография С. М. Павлова, 1897. – 193 c., табл., карта.

64 рать въ океанѣ любое мѣсто, смотря по тому, гдѣ гуще стаи рыбы (ранѣе, говоря объ образ']. жизни трески, мы уже указывали на то, что рыба эта держится на громадном!, пространстве моря \ f разсѣянными стаями большей или меньшей густоты). Найдя под­ ходящее мѣсто, листерботъ становится на якорь, ложится въ дрейфъ, уходитъ отъ большой непогоды, куда ему угодно, въ любую бухту и возвращается въ гавань, какъ только нагрузится рыбой. О другихъ судахъ поморовъ, какъ не имѣюіцихъ прямого, непосредственная) отношенія къ самому промыслу, мы не станемъ говорить; роль ихъ служебная— отвозить наловленную рыбу въ Архангельскъ, ходить въ Норвегію для промѣна муки и другого сырья иа норвежскую рыбу и т. д. Суда эти исчерпываются двумя типами, очень немного разнящимися, съ морской точки зрѣнія, другъ отъ друга—типами лодыл и шкуны. Оба эти типа слишкомъ устарѣли и далеко не выполняютъ своего назначения, какі. по своему медленному ходу, такъ и по своей оснасткѣ и малой при­ способленности для храненія груза, соотоящаго изъ соленой л vj сушеной рыбы и. въ особенности, дли плаванія вдоль бурнаго Мурманскаго моря. Пароходное-же сообщение существует'!, пока иъ зародышѣ и отвѣчаетъ другимъ цѣлямъ,—у частныхъ-же .шцъ— ароиышленнііковъ до сихъ порт, нѣтъ ни одного парохода. Нечего и говорить, что у финмаркенцевъ эта сторона дѣла стоить неизмѣримо выше. Конструкция ихъ судовъ, иредназначен- иыхъ для перевозки рыбы и другихъ служебныхъ дѣлей, очень красива и удобна, удовлетворяя всѣмъ требованіямъ корабельной архитектуры. Обыкновенно норвежцы иередѣлываютъ старый па­ русный суда на пароходы съ небольшой паровой машиной, а внутренность судна приспособляют!, къ иеревозкѣ грузовъ, со- стоящихъ изъ рыбы и жира. Вообще^ всѣ суда, включительно до болынихъ морскихъ пароходовъ, норвежцы строятъ на своихъ вер- фяхъ и по всѣмъ правиламъ морской науки; благодаря этому, у нихъ создался постепенно очень хорошій флотъ, какъ судовъ даль- няго плаванія, такъ и береговаго, а также и промысловыхъ. Правда, для этого норвежцы по исему берегу завели школы, верфи, субсидируют'!, веякія улучшеиія въ кораблестроении, подго­ товляют!, моряковъ, изучаютъ берега и море и т. д., словомъ- иродѣлываютъ ц ѣш й рядъ вещей, стоюіцихъ, въ концѣ концовъ, не дешево. Но и результаты всей этой деятельности таковы, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz