Маноцков, В. И. Очерки жизни на Крайнем Севере. Мурман / В. И. Маноцков. – Архангельск : Типо-литография С. М. Павлова, 1897. – 193 c., табл., карта.

— 6 # въ непогоду и держаться, когда въ такую-же непогоду выходить и держится норвежская ёла.....» Другимъ промысдовымъ судномъ, хотя и меяѣе распростра- неннымъ, на Мурманскомъ берегу служить карбасъ. Онъ меньше ✓ шняки и конструкціи еще болѣе примитивной, и представляетъ собою «до такой степени жалкую коробку, что совѣство и страшно становится за помора, выѣзжающаго на немъ...» Единственное его достоинство въ томъ, что онъ очень дешевъ, но такъ какъ онъ илаваетъ исключительно почти подъ веслами, то дешевизна его въ дѣйствительности очень дорого обходится промышленнику, мо­ гущему выйти въ океанъ только при безусловно спокойномъ со- стояніи воды или спускаться по вѣтру подъ маленькимъ парусомъ. Чуть поднимется въ морѣ непогода, карбасъ и шняка, если вѣтеръ неиопутный, бѣгутъ по нѣтру, не думая отстаиваться, бросаютъ снасть рыболовную, гдѣ приведется, и стараются только о томъ, чтобы попасть какъ-нибудь къ берегу и уже не къ своему стано­ вищу, если не позволяетъ вѣтеръ, а куда-нибудь: лишь бы не погибнуть въ морѣ. Вдобавокъ, сшитый веревками изъ древесной коры, карбасъ течетъ по всѣмъ швамъ п при поднятіи на него тяжелой снасти, осѣдая въ воду, требуетъ постоянной отливки воды—иначе онъ затонетъ.... Совсѣмъ иначе обстоять дѣло у норвежцевъ.... Они уже не удовлетворяются типомъ ёлы. По свидѣтельству новѣйшихъ наблю­ дателей промысловой жизни на Финмаркенскомъ берегу, ёлу начи- наютъ вытѣснять «дистерботы»,— судно еще болѣе совершенное, чѣмъ ёла. Листерботъ—по размѣрамъ своимъ и конструкции пред­ ставляетъ собою небольшую яхту въ 30— 40 тоннъ вмѣстимостыо. Судно это оснащено двумя кливерами, фокомъ, топселемъ и би­ занью. Практика показала, что зарифленный листерботъ способенъ- вынести какую угодно бурю, благодаря еще тому обстоятельству, что онъ имѣетъ палубу и трюмъ, герметически закрывающійся люками. Н а кормѣ листербота имѣется каюта (съ печью), въ ко­ торой находятся койки экипажа ('5— 6 человѣкъ): груза беретъ листерботъ больше ёлы и крѣпче ея построенъ—это очень важно для промышленниковъ, такъ какъ позволяетъ судну оставаться въ океанѣ нѣсколько дней, пока трюмъ не будетъ наподненъ рыбой, и, слѣдоват., дѣлаетъ излишними безпрестанньтя поѣздки къ берегу для выгрузки улова рыбы гг въ концѣ концовъ позволяетъ выбп-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz