Маноцков, В. И. Очерки жизни на Крайнем Севере. Мурман / В. И. Маноцков. – Архангельск : Типо-литография С. М. Павлова, 1897. – 193 c., табл., карта.

— 59 - (ѵгановипгь упоминаются въ писцовыхъ книгахъ 1608, 1609 и 1610 г.г. Алая Михалкова и дьяка Василья Мартемьянова. Изъ этихъ книгъ видно, говорить Гулевичъ, что в'ь то время на запад- номъ Мурмані, было 21 становище съ 12]. промысловой избой, а да восточномъ— 29 отановиіцъ съ 75 избами. Просматривай ихъ іяшсокъ, мы видимъ, что многія изъ нихъ теперь оставлены, но объяснить это только неудобствами заливовъ, въ глубинѣ которыхъ расположены были эти становища, едва-лн возможно—быть мо- жетъ, н въ данномъ случаѣ мы имѣемъ дѣло съ переселеніемъ массъ трески въ другіе губы и заливы, хотя, въ концѣ концовъ, за недостаткомъ данныхъ вопросъ этотъ слѣдуетъ оставить откры- тымъ. Нѣсколько лѣтъ тому назадъ число становищъ по Мурману было (въ 89 г.) не болѣе 37 изъ которыхъ 18 было на запад- номъ Мурманѣ. Между тЬмъ, въ 57 году, т. е. въ годъ изслѣдова- нія мурманскихъ промысловъ проф. Данилевскимъ, ихъ было 41, т. е. столько-же, сколько въ настоящее время. Впрочемъ, едва-ли можно придавать значеніе этимъ цифрамъ, такъ какъ гораздо важнѣе знать подлинную цифру промышленниковъ, посѣіцавшихъ ежегодно Мурманъ, но цифра эта можетъ быть указана только по отношение къ послѣднимъ 25 годамъ—отноентельно-же предшество- вавшихъ лѣтъ имѣются отрывочный данныя, изъ которыхъ между нрочимъ видно, что во времена Ломоносова число промышленни­ ковъ на Мурманѣ достигало 10.000, въ 50-хъ годахъ нынѣшняго столѣтія число это упало до 5.ООО, а въ настоящее время далее до 3.000 человѣкъ, если не считать въ числѣ ихъ колонистовъ. Но о различныхъ цифрахъ и фактахъ, иллюстрирующихъ состоите Мурманскихъ промысловъ за все то время, относительно котораго имѣются данныя, мы будемъ говорить въ своемъ мѣстѣ, а теперь возвращаемся къ тому, какъ организуется самый промыселъ. Съ незапамятныхъ временъ мурманскіе промыслы велись почти исключительно при помощи небольшого судна, называемаго на языкѣ поморовъ «пінякой». И до сихъ поръ это судно, ни на іоту не измѣнившее своей конструкціи со временъ новгородскихъ, служить почти единственнымъ у русскихъ промышленниковъ нро- мысловымъ судномъ. *) Болѣе чѣмъ съ 1000 домовъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz