Малашенков, А. А. Почва на северных скалах : православный некрополь Мурманского берега Баренцева моря (1863-1920 гг.) / А. А. Малашенков, П. В. Федоров ; Междунар. межбанк. ин-т, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разработок. - Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2017. – 640 с. : ил., табл.
• ^ 4 луострова лопари перестали платить часть своей дани датской короне, став подданными московского царя. Так в Лапландии возник русский рубеж, который закрепил Мурман за Российским государством. Спу стя два века (1826 г.) произошло «окрашивание» (демаркация) этого действующего рубежа. Прошло еще чуть более столетия, и береговая ли ния стала стратегической позицией российского Военно-морского флота. Связанное морскими дорогами с островами и архипелагами Ледо витого океана население Мурманского берега участвовало в формиро вании пространства Русской Арктики. Мурман, омываемый теплым течением Гольфстрим, с давних пор получил известность общероссий ской базы рыбных промыслов. Стал окном России не только в Арктику, но и в Мировой океан. К 1916 г. сюда из Петрограда была проложена Мурманская железная дорога. Здесь же спустя годы вырос торговый флот. Предвидя будущее северного побережья, адмирал С.О. Макаров писал, что «Россия своим фасадом обращена к Ледовитому океану»2. Вполне закономерно, что Мурманский берег стал тем местом, где впервые в мире за Северным Полярным кругом успешно реализовал ся проект урбанизации. Именно здесь возникла и ныне существу ет группа городов с общей численностью населения свыше 400 тыс. человек: Мурманск как самый крупный в мире город за Северным Полярным кругом, претендующий на статус «столицы Арктики»; а также Североморск, Полярный, Гаджиево, Снежногорск, Заозерск, Островной. Мурманский берег Баренцева моря: российская или европейская колонизация? Учитывая, сколь продолжительна история российского присутствия на Мурмане, странными выглядят утверждения норвежского профес сора Й.П. Нильсена о том, что якобы россиянам было неестественно жить на берегу Ледовитого океана и что до строительства Мурманской железной дороги в 1915-1916 гг. Мурманское побережье находилось в «изоляции». По его мнению, Мурман еще долго оставался бы неосво енным, если бы норвежцы в 1860 г. не подтолкнули Россию к заселе нию этой прибрежной территории3. Мурманский берег, по утвержде 2 С.О . Макаров и завоевание Арктики. — М .-Л., 1943. С.12. 3 Nielsen J.P . The Murman Coast and Russian Northen Policies ca. 1855-1917 / / In the North My Nest is Made: Studies in the History of Murman Colonization 1860— 1940. — St. Petersburg, 2006. P.10-27.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz