Малашенков, А. А. Почва на северных скалах : православный некрополь Мурманского берега Баренцева моря (1863-1920 гг.) / А. А. Малашенков, П. В. Федоров ; Междунар. межбанк. ин-т, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разработок. - Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2017. – 640 с. : ил., табл.
• ^ 16 колаевской церкви г. Мурманска на 1918 год»42. Данная метрическая книга, однако, не была обнаружена. Но, по сохранившимся данным за 1919 г., священник с транспорта «Ксения» П.И. Воронов продолжил регистрацию умерших в стационарной Николаевской церкви. Тем самым, при наличии отдельных пропусков, дошедший до нас комплекс метрических книг по Мурманску целостно отражает инфор мацию о той части населения, которой признавались и соблюдались православные обряды, за периоды: с декабря 1916 г. по январь 1917 г., с марта 1917 г. по июнь 1918 г. и с января 1919 г. по апрель 1920 г. К Мурманскому берегу непосредственно примыкали еще лопар ские приходы — Нотозерский, Кильдинский, Иоканьгий, Понойский. Просмотр сохранившихся по ним метрических книг подтвердил, что и в них попадаются отдельные записи о погребениях на Мурманском бере гу, поэтому данная группа источников также учитывалась в настоящей работе. Таким образом, оценка полноты источниковой базы по Мурман скому берегу в части церковного учета населения выявляет следующие документальные пробелы: по Печенгскому приходу — период за 1857 1872 гг.; по Ловозерскому приходу — период за 1862-1873 гг.; по г. Мурманску — с января до марта 1917 г. и второе полугодие 1918 г. Еще одним пробелом стало отсутствие в составе изученной ис точниковой базы метрических книг Трифоно-Печенгского монастыря за весь период его существования (1886-1944 гг.). В опубликованном дневнике зав. канцелярией этой обители Дмитрия Андреевича Ануф риева содержатся записи по умершим в монастыре за 1890-1916 гг.43 Но поскольку они не полны и несут на себе печать документа личного происхождения, монастырский некрополь в основных данных по Мур манскому берегу не учитывался, а был воспроизведен в одном из при ложений настоящей книги44. Если перейти от частностей к общему выводу, можно признать, что сохранившийся комплекс метрических книг является довольно пол ным для реконструкции сведений о захоронениях лиц православного вероисповедания на большей части Мурманского берега за период с 1863 по 1920 г. (табл. 1). Нижняя граница — 1920 г. — соответствует моменту, когда на Мурмане завершилась Гражданская война и была 42 ГАМО. Ф .И -35. Оп.1. Д.2. Лл.24об.-25. 43 Ануфриев Д.А. Записки очевидца Д.А. Ануфриева о возобновлении Трифоно-Печенгского монастыря за время с 1890 по 1916 год. — Архангельск, 1916. 44 См.приложение 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz