Малашенков, А. А. Почва на северных скалах : православный некрополь Мурманского берега Баренцева моря (1863-1920 гг.) / А. А. Малашенков, П. В. Федоров ; Междунар. межбанк. ин-т, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разработок. - Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2017. – 640 с. : ил., табл.
15 ^ • рого быстро выросла) и фактически заменили собой отсутствующий в городе приходской храм. В ГАМО сохранились метрические книги по г. Мурманску, ко торые, согласно оформлению, принадлежали: 1) церкви при флотской роте Кольской базы (38 записей об отпевании и погребении лиц право славного вероисповедания с декабря 1916 по январь 1917 г. и с мар та по декабрь 1917 г.)36; 2) церкви транспорта «Ксения» (43 записи за январь — июнь 1918 г.)37; 3) Николаевской церкви г. Мурманска (63 записи за январь — декабрь 1919 г.)38; 4) церкви г. Мурманска 1-го Александровского благочиния (89 записей за январь — апрель 1920 г.)39. Количество священников в Мурманске было мизерным (обычно не более 1-2), в отдельные периоды они и вовсе отсутствовали40. С этим, в частности, могли быть связаны пропуски данных по умершим — по добный тому, который заметен в метрической книге церкви при флот ской роте Кольской базы за период с 16 января по 18 марта 1917 г. Как следствие, в метрическую книгу оказались не включены имена жертв страшного пожара, произошедшего 24 февраля 1917 г. в Мурманском порту на пароходе «Нигерия». В результате трагедии погибли 59 че- 41 ловек . Малочисленность священников косвенно доказывает, что при на личии в Мурманске нескольких церквей регистрация актов (по родив шимся, бракосочетавшимся и умершим) могла проводиться только в одной из них. Видно, что принадлежавшие разным храмам вышепере численные метрические книги хронологически взаимодополняют друг друга: от церкви при флотской роте Кольской базы учет перешел к церкви на транспорте «Ксения», а затем — к Николаевской церкви г. Мурманска. В пользу данного вывода свидетельствует запись от 1 июля 1918 г., которой завершается метрическая книга церкви транспорта «Ксения». Она поясняет, что отныне регистрация передается от судового к стаци онарному храму: «Дальнейшие акты внесены в метрическую книгу Ни 36 ГАМО. Ф .И -35. Оп.1. Д.2 37 Там же. 38 ГАМО. Ф . И-136. Оп.1. Д.91. 39 ГАМО. Ф . И-136. Оп.1. Д .89. 40 См.: Бардилева Ю .П . Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой по ловине Х Х века. — Мурманск, 2015. С.95-96. 41 Ушаков И .Ф . Кольский Север в досоветское время. С.171.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz