Малашенков, А. А. Почва на северных скалах : православный некрополь Мурманского берега Баренцева моря (1863-1920 гг.) / А. А. Малашенков, П. В. Федоров ; Междунар. межбанк. ин-т, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разработок. - Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2017. – 640 с. : ил., табл.

9 ^ • З а период с 1866 по 1881 год только в судебном порядке рассматрива­ лось 13 фактов столкновений между русскими и иностранцами на Мур­ мане22. Например, в 1875 г. произошла драка между русскими и нор­ вежскими рыбаками на Айновых островах23. А в 1878 г. столкнулись интересы норвежской яхты «Превень» с командами русских судов «Св. Сергий» и «Общее счастье»24. О конфликтах между разноязычными поселенцами знали участники Статистического отряда Н.В. Романова, работавшие на Мурмане в 1899-1902 гг. В частности, они описывают недоразумения, которые возникли между Васильевым и Ингером25. Центрами русского присутствия на Мурмане стали населенные пункты с православным населением: Александровск, Ворьема, Вос­ точная Лица, Гаврилово, Голицыно, Еретики, Зарубиха, Захребетная, Золотая, Китовка, Малонемецкое, Мало-Оленье, Печенгские колонии (Баркино, Гагарка, Княжуха, Монастырская, Трифонов Ручей, Оленья Гора), Платоновка, Рында, Териберка, Трящино, Харловка, Шельпи- но и др. Во многих русских поселениях были построены церкви и ча- совни26. Адаптация населения к местным условиям жизни выражалась, в част­ ности, в наличии погребально-мемориальной культуры. Обряд погребения глубоко символичен. В нем слышатся отголоски не только религиозного чувства, но и связи усопшего с землей, в которой он хоронился. Из источников известно, что кладбища и места захоронения могли возникать и при сезонных поселениях на Мурмане — становищах и то- нях27. Умершего от внезапно настигшей болезни или погибшего на про­ мысле рыбопромышленника, чье тело не забрало море, увезти за сотни верст от берега на «большую землю», в родное село было трудновыпол­ нимой задачей. Отсюда, сами погребения сезонных жителей возникали вынужденно. Но с появлением на Мурманском берегу постоянного на­ селения погребальная культура входила в повседневную жизнь. Исходя из того, что любой некрополь представляет собой ценный источник знаний о различных процессах социальной жизни, целью 22 Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф.1. Оп.8. Т.1. Д.1626. Лл.65-82. 23 Там же. Л.64. 24 Там же. Лл.65-82. 25 См.: Статистические исследования Мурмана. — СПб., 1904. ТЛ. Вып.П: Колонизация (по материалам 1889, 1900 и 1902 гг.). С.56. 26 См.: Федоров П .В. Православный словарь Кольского Севера. 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 2017. 27 ГАМО. Ф . И-16. Оп.1. Д.131а. Л.110 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz