Малашенков, А. А. Почва на северных скалах : православный некрополь Мурманского берега Баренцева моря (1863-1920 гг.) / А. А. Малашенков, П. В. Федоров ; Междунар. межбанк. ин-т, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разработок. - Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2017. – 640 с. : ил., табл.

• ^ 8 Численность постоянного населения Мурманского берега росла мед­ ленно. Если в 1897 г. он составляла 1964 чел., то в 1911 г. — 3020 чел.17 По сведениям И .Ф . Ушакова18, к 1914 г. общее количество колоний на Мурмане составило 57. По данным за 1893-1913 гг., среди официально зарегистрированных переселенцев удельная доля православных (русские, корелы, лопари) была около 56-57 %, лютеран (финны и норвежцы) — соответственно, 43-44 % . 19 В действительности православное присутствие на Мурман­ ском берегу было значительно шире: к числу жителей ежегодно приме­ шивались приходившие на Мурман рыбаки-сезонники из беломорских селений и города Колы, кольские лопари. Значимость сезонного пра­ вославного населения для культурного ландшафта Мурмана в период «правительственной колонизации» подтверждается, в частности, тем, что возникающие здесь колонии не сразу затмили собой становища. Согласно источникам, образующиеся гибриды постоянного и сезонного населения устойчиво разделялись на «становище» и «колонию». При­ чем, следы этой дифференциации сохраняются в народной памяти до 20 сих пор . Лютеранский и православный ландшафты на Мурмане в основном не смешивались между собой. Конфессиональные границы сохранили свое значение. В метрических книгах встречаются единичные факты принятия православия лютеранами21. Норвежцы и финны предпочитали селиться изолированно от рус­ ских и жить своими общинами. Напряженность в отношениях русских и иностранцев исконно существовала на Мурмане. С началом заселе­ ния она получила новый импульс. Причинами конфликтов становились спорные вопросы при пользовании ресурсами, бытовые ссоры, кражи. 17 Ушаков И .Ф . Избранные произведения. Т.1. С.408-409. 18 Ушаков И .Ф . Избранные произведения. Т.1. С.435. 19 Подсчитано по: Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман. С.52; Ушаков И .Ф . Кольский Север в досоветское время: Историко-краеведческий словарь. — Мурманск, 2001. С.112. 20 Человек — место — память: Мемориальная культура старожильческого населения север­ ных районов Кольского полуострова в условиях социальных трансформаций / Под ред. П.В. Федорова и А.А . Малашенкова. — Мурманск, 2013. С.388. 21 Например, в январе 1903 г. 19-летний колонист колонии Трифонов Ручей Арвиди Хейки Карьелайнен и 31-летний колонист колонии Гагарка Федор Осипович Ингер перешли из люте­ ранства в православие. См.: Государственный архив Мурманской области (ГАМО ). Ф .И -136. Оп.1. Д .46. Лл.124-124об.; Ануфриев Д.А. Записки очевидца Д.А. Ануфриева о возобнов­ лении Трифоно-Печенгского монастыря за время с 1890 по 1916 год. — Архангельск, 1916. С.35.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz