Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

Какова же будетъ та роль, которую призваны играть въ экономическомъ развнтш Poccin МурманскШ незамервающш портъ и Мурманская железная дорога, обслуживающая при- томъ еще ц’Ьлый рядъ западныхъ бЬломорскихъ портовъ? Для удовлетворительнаго суждешя по этому вопросу, строго говоря, имеется очень немного серьезно обоснованныхъ статистико- экономическихъ матер1аловъ. Обыкновенно, когда возникалъ вопросъ о сооружен in новой желЪзнодорол;ной магистрали и объ оборудовали въ конечномъ ея пуикгЬ новаго порта или даже о pacninpenin стараго, уже существующаго, соотв'Ьтству- ющде проекты становились предмемомъ бол'Ье или менЬе тща- тельныхъ экономических^ изслЪдовашй, данныя когорыхъ обсуждались вг» печати, въ различныхъ общесгвенныхъ орга- низащяхъ и, что самое существенное, вносились на разсмо- трЪше компетенгныхъ выспшхъ правительствепныхъ учрежде- шй, окончательно р’Ьшавшихъ вопросъ о своевременности и экономической обоснованности предположенныхъ сооружешй. Когда былъ рЬшенъ вопросъ о приступ^ къ работамъ по постройкгЬ Мурманской ;келгЬзной дороги, не могло быть и рЬчи о производств^ какихъ бы то ни было предварительных!» эко- номическихъ изысканы. Да они были, въ сущности, и не нужны. Соображешя объ экономическомъ значешн намеченной къ сооружение новой магистрали, объ олшдаемыхъ финансо­ вых!) результатахъ ея экcплoaтaцiи не могли оказать ника­ кого вл1яшя на ptmenie вопроса, строить ее, или не строить. Но теперь, когда дорога уже наполовину осуществлена, а черезъ полгода будетъ функщонировать на всемъ своемъ про- тяженш, когда выяснилось, что на ея сооружеше будетъ истра­ чено свыше 100 миллшновъ рублей государственныхъ средствъ, вполнЬ уместно поставить на очередь обсул;деше открываемыхъ ею для нашей хозяйственной жизни иерспективъ, какъ въ первые посл'Ь воины годы, когда, въ связи съ ликвидащей войны во всемъ Mipt, надо ожидать максимальнаго напряже- шя нашихъ вн'Ьшнихъ сообщенш, такъ и въ последующей пертдъ, вь особенности при будущемъ олшвленш нашего Се­ вера, которое будетъ гЬсно связано съ широкимъ развиыемъ нашей северной л^елЬзнодоролаюй сЬти. При выработка плана развипя последней, наличность на крайнемъ С^верЬ Poccin незамерзающаго круглый годъ порта, замыкающаго лгелЬзно- доролшую магистраль, выстроенную на самыхъ идеальныхъ техническихъ услов1яхъ,—будетъ и должно нм^ть решающее значеше. Такимъ образомъ, блилсайшими задачами, заслуживающими самаго внимательнаго экономическаго изсл'Ьдовашя, являются сл'Ьдуюшдя: 1) выяснеше возможной роли Мурманскаго порта и Мурманской л{ел£зной дороги въ первые посл’Ь окончашя военныхъ д&йствШ годы и разработка соотв'Ьтствующихъ, под- лежащихъ осуществленш въ блшкайшее время, M'bponpiflTifi; 2) составлеше и разработка широкой программы м£ръ экономи­ ческой политики, направленныхъ на развипе производитель- ныхъ силъ и внешней торговли нашего Севера и примыкаю- Щихъ къ нему частей Сибири въ связи съ использовашемъ Мур­ манской магистрали и порта, и В) разработка плана железно- - 4 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz