Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
Какова же будетъ та роль, которую призваны играть въ экономическомъ развнтш Poccin МурманскШ незамервающш портъ и Мурманская железная дорога, обслуживающая при- томъ еще ц’Ьлый рядъ западныхъ бЬломорскихъ портовъ? Для удовлетворительнаго суждешя по этому вопросу, строго говоря, имеется очень немного серьезно обоснованныхъ статистико- экономическихъ матер1аловъ. Обыкновенно, когда возникалъ вопросъ о сооружен in новой желЪзнодорол;ной магистрали и объ оборудовали въ конечномъ ея пуикгЬ новаго порта или даже о pacninpenin стараго, уже существующаго, соотв'Ьтству- ющде проекты становились предмемомъ бол'Ье или менЬе тща- тельныхъ экономических^ изслЪдовашй, данныя когорыхъ обсуждались вг» печати, въ различныхъ общесгвенныхъ орга- низащяхъ и, что самое существенное, вносились на разсмо- трЪше компетенгныхъ выспшхъ правительствепныхъ учрежде- шй, окончательно р’Ьшавшихъ вопросъ о своевременности и экономической обоснованности предположенныхъ сооружешй. Когда былъ рЬшенъ вопросъ о приступ^ къ работамъ по постройкгЬ Мурманской ;келгЬзной дороги, не могло быть и рЬчи о производств^ какихъ бы то ни было предварительных!» эко- номическихъ изысканы. Да они были, въ сущности, и не нужны. Соображешя объ экономическомъ значешн намеченной къ сооружение новой магистрали, объ олшдаемыхъ финансо вых!) результатахъ ея экcплoaтaцiи не могли оказать ника кого вл1яшя на ptmenie вопроса, строить ее, или не строить. Но теперь, когда дорога уже наполовину осуществлена, а черезъ полгода будетъ функщонировать на всемъ своемъ про- тяженш, когда выяснилось, что на ея сооружеше будетъ истра чено свыше 100 миллшновъ рублей государственныхъ средствъ, вполнЬ уместно поставить на очередь обсул;деше открываемыхъ ею для нашей хозяйственной жизни иерспективъ, какъ въ первые посл'Ь воины годы, когда, въ связи съ ликвидащей войны во всемъ Mipt, надо ожидать максимальнаго напряже- шя нашихъ вн'Ьшнихъ сообщенш, такъ и въ последующей пертдъ, вь особенности при будущемъ олшвленш нашего Се вера, которое будетъ гЬсно связано съ широкимъ развиыемъ нашей северной л^елЬзнодоролаюй сЬти. При выработка плана развипя последней, наличность на крайнемъ С^верЬ Poccin незамерзающаго круглый годъ порта, замыкающаго лгелЬзно- доролшую магистраль, выстроенную на самыхъ идеальныхъ техническихъ услов1яхъ,—будетъ и должно нм^ть решающее значеше. Такимъ образомъ, блилсайшими задачами, заслуживающими самаго внимательнаго экономическаго изсл'Ьдовашя, являются сл'Ьдуюшдя: 1) выяснеше возможной роли Мурманскаго порта и Мурманской л{ел£зной дороги въ первые посл’Ь окончашя военныхъ д&йствШ годы и разработка соотв'Ьтствующихъ, под- лежащихъ осуществленш въ блшкайшее время, M'bponpiflTifi; 2) составлеше и разработка широкой программы м£ръ экономи ческой политики, направленныхъ на развипе производитель- ныхъ силъ и внешней торговли нашего Севера и примыкаю- Щихъ къ нему частей Сибири въ связи съ использовашемъ Мур манской магистрали и порта, и В) разработка плана железно- - 4 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz