Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
жеше Мурманской магистрали стало прямой и насущнейшей задачей государственной обороны. Осенью 1914 года были произведены техничесшя изы- скашя въ направлеши отъ Петрозаводска къ Кеми, а 1 января 1915 г. былъ Выс о ч айше утвержденъ Особый Журнадъ Совета Министровъ объ ассигновали кредита на постройку железнодорожной лиши отъ Петрозаводска до Сороцкой бухты на юго-западномъ берегу Белаго моря, причемъ Г о с у д а р ю И м п е р а т о р у благоугодно было начертать на журнале: «Считаю безусловно необходимым5 вз будущемз продолже н а этой лиши на Сгьверз, до одной изб лучшихз бухтз Мурманскою побережья ». ‘21 декабря 1915 года прошелъ первый сквозной поездъ отъ Петрозаводска до села Сороки, на Беломъ море, на про- тяженш 356 верстъ, а 1 декабря 1916 г. будетъ открыто же лезнодорожное сообщеше отъ Петрозаводска до Семеновской бухты, въ Кольскомъ заливе Ледовитаго океана, на протяженш 1.061 версты. Такимъ образомъ, къ концу текущаго года Poccifl будетъ располагать собственнымъ незамерзающимъ круглый годъ пор- томъ на Северномъ Ледовитомъ океане, доступъ къ которому находится вне зависимости отъ чьего бы то ни было усмотре- Н1Я, и отстоящимъ въ 1.438 верстахъ железнодорожнаго пути отъ Петрограда и въ 1.9J3 вер. отъ Москвы. Конечно, пока будетъ длиться воина, МурманскШ порть и железнодорожная магистраль будутъ и должны работать ис ключительно на нужды обороны, но, съ окончашемъ войны, когда откроются все наши внешшя сообщешя, вопросъ объ использованш Мурманскаго сообщешя въ широкпхъ интерес сахъ русскаго народнаго хозяйства сразу же станетъ злобо- дневнымъ. Какой характеръ приметь деятельность каждаго изъ важнейшихъ нашихъ внЬшнихъ сообщешй, въ особен-» пости въ ближайипе после окончашя войны годы, сказать сейчасъ очень трудно. Балийское и Черное моря страшно засорены минами. Разстановка минныхъ загражденш въ такихъ размерахъ, какъ это нмеетъ место въ настоящую войну— явле^ Hie еще небывалое въ iiciopin мореплавашя. Торговый флотъ всего Mipa понесъ и надо думать, еще понесетъ громадныя опустошешя въ своемъ составе. Морсие пароходные фрахты непомЬрно возрастаютъ и въ настоящее время уже сравнялись съ железнодорожными. Одновременно и параллельно съ ростомъ морскихъ фрах- товъ растутъ размеры премШ, взимаемыхъ страховыми учре ждении по страховашю морскихъ торговыхъ судовъ. Нако- нецъ, иа характере деятельности некоторыхъ изъ нашихъ портовъ можетъ отразиться разстройство, а местами и разру- inenie железнодорожныхъ лишй, связывающпхъ ихъ съ цент- ромъ страны. При такихъ услов1яхъ, естественно ожидать въ первое после войны время весьма сложной морской коммер ческой конъюнктуры, которая можетъ оказаться очень благо- npiflTiioft для Мурманскаго порта, расположенная на откры тому, слабо засоренномъ минами, океане.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz