Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

жеше Мурманской магистрали стало прямой и насущнейшей задачей государственной обороны. Осенью 1914 года были произведены техничесшя изы- скашя въ направлеши отъ Петрозаводска къ Кеми, а 1 января 1915 г. былъ Выс о ч айше утвержденъ Особый Журнадъ Совета Министровъ объ ассигновали кредита на постройку железнодорожной лиши отъ Петрозаводска до Сороцкой бухты на юго-западномъ берегу Белаго моря, причемъ Г о с у д а р ю И м п е р а т о р у благоугодно было начертать на журнале: «Считаю безусловно необходимым5 вз будущемз продолже­ н а этой лиши на Сгьверз, до одной изб лучшихз бухтз Мурманскою побережья ». ‘21 декабря 1915 года прошелъ первый сквозной поездъ отъ Петрозаводска до села Сороки, на Беломъ море, на про- тяженш 356 верстъ, а 1 декабря 1916 г. будетъ открыто же­ лезнодорожное сообщеше отъ Петрозаводска до Семеновской бухты, въ Кольскомъ заливе Ледовитаго океана, на протяженш 1.061 версты. Такимъ образомъ, къ концу текущаго года Poccifl будетъ располагать собственнымъ незамерзающимъ круглый годъ пор- томъ на Северномъ Ледовитомъ океане, доступъ къ которому находится вне зависимости отъ чьего бы то ни было усмотре- Н1Я, и отстоящимъ въ 1.438 верстахъ железнодорожнаго пути отъ Петрограда и въ 1.9J3 вер. отъ Москвы. Конечно, пока будетъ длиться воина, МурманскШ порть и железнодорожная магистраль будутъ и должны работать ис­ ключительно на нужды обороны, но, съ окончашемъ войны, когда откроются все наши внешшя сообщешя, вопросъ объ использованш Мурманскаго сообщешя въ широкпхъ интерес сахъ русскаго народнаго хозяйства сразу же станетъ злобо- дневнымъ. Какой характеръ приметь деятельность каждаго изъ важнейшихъ нашихъ внЬшнихъ сообщешй, въ особен-» пости въ ближайипе после окончашя войны годы, сказать сейчасъ очень трудно. Балийское и Черное моря страшно засорены минами. Разстановка минныхъ загражденш въ такихъ размерахъ, какъ это нмеетъ место въ настоящую войну— явле^ Hie еще небывалое въ iiciopin мореплавашя. Торговый флотъ всего Mipa понесъ и надо думать, еще понесетъ громадныя опустошешя въ своемъ составе. Морсие пароходные фрахты непомЬрно возрастаютъ и въ настоящее время уже сравнялись съ железнодорожными. Одновременно и параллельно съ ростомъ морскихъ фрах- товъ растутъ размеры премШ, взимаемыхъ страховыми учре­ ждении по страховашю морскихъ торговыхъ судовъ. Нако- нецъ, иа характере деятельности некоторыхъ изъ нашихъ портовъ можетъ отразиться разстройство, а местами и разру- inenie железнодорожныхъ лишй, связывающпхъ ихъ съ цент- ромъ страны. При такихъ услов1яхъ, естественно ожидать въ первое после войны время весьма сложной морской коммер­ ческой конъюнктуры, которая можетъ оказаться очень благо- npiflTiioft для Мурманскаго порта, расположенная на откры­ тому, слабо засоренномъ минами, океане.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz