Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

При такихъ услсшяхъ наша внешняя торговля должна была претерпеть прямо катастрофическое сокращеше. Въ 1913 году стоимость вывоза по всЬмъ сухопутнымъ и морскимъ границамъ равнялась 1.520 милл. рублей, а стоимость привоза 1.373 милл. рублей. Въ 1914 г. стоимость вывоза упала до -956 милл. руб., а стоимость привоза до 1.097 милл. руб. Въ 1915 году Poccifl вывезла всего лишь на сумму 397 миллт- новъ рублей, а привезла па сумму 1.114 миллшновъ рублей. Нашъ торговый балансъ, который уже и до войны непрерывно ухудшался въ первый же годъ войны сделался пассивнымъ, правда, всего лишь на 142 милл. р., а въ 1915 году уже на 717 милл. руб. Въ текущемъ году, въ связи съ растущими заграничными заказами на нужды обороны, эта пассивность нашего торговаго баланса, наверное, еще больше возрастетъ. Въ гигантской войне, Poccin, при всей необъятности есте-г ственныхъ своихъ рессурсовъ и не взирая на весьма значи­ тельные успехи промышленная) развитая, достигнутые въ про- шломъ, все же не въ состоянш собственными средствами обезпечить всЪмъ необходимымъ свою армш, а наше народное хозяйство далеко не можетъ справиться съ той проблемой экономическаго самодовл^шя, которую такъ внезапно поставила передъ нимъ война. Вполне естественно, что съ самаго начала военныхъдМ- ствШ наша государственная и общественная мысль стала на^ пряженно искать новыхъ путей и средствъ къ возможному усилешю нашихъ вн’Ьшнихъ сообщешй. Одинъ изъ такихъ путей открывался проектомъ сооружен шя Мурманской железной дороги, новой магистрали, соеди^ няющей железнодорожную сеть Европейской Poccin, черезъ посредство уже строившейся въ 1914 г. Олонецкой железной дороги, съ западными портами Белаго моря, Сорокой, Кемью и Кандалакшей, и съ незамерзающимъ круглый годъ поргомъ на Мурманскомъ побережье Севернаго Ледовигаго океана. Мысль соединить Пегроградъ сг> Мурманомъ не была новой. Она возникла еще въ конце 80-хъ годовъ прошлаго столетая, когда обсуждался вопросъ о выборе места для глав-, наго русскаго военнаго порта. Управлявплй тогда русскими финансами С. Ю. Витте, при благосклонной поддержке покойнаго И м п е р а т о р а Алек ­ с а н д р а I I I , решительно высказывался въ пользу необходи< мости устройства такого порта на Мурмане, на открытомъ океане, при условш соединешя этого порта рельсовымъ пу- темъ съ имперской яселезнодорожной сетью. После смерти И м п е р а т о р а А л е к с а н д р а I I I проектъ С. 10. Витте осу^ ществлешя не получилъ. Съ техъ поръ проектъ постройки Мурманской железной дороги неоднократно возникалъ вт> раз- личныхъ высшихъ правительственныхъ учреждешяхъ, но не находилъ себе достаточной поддержки даже среди предста­ вителей военнаго ведомства, хотя последнему, казалось бы, всего ближе и яснее должны были бы быть его стратегичесыя преимущества. Разразившаяся война разсеяла все возникгшя вокругь этого вопроса сомнешя. Немедлецнре ц быстрейшее соору-<

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz