Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
цаго Севера, содержащая въ себе обильные и сравнительна, легко реализуемые источники народнаго богатства. Это кореннымъ образомъ мЗшяетъ всю постановку север- наго вопроса. До сихъ поръ и Правительство и общество удаляло немало внимашя Северу, но этотъ интересъ и различ ныйпрактичесюя меры, принимавппяся въ 90-хъ и въ 900-хъ годахъ, когда дМствоваль Комитетъ для помощи поморамъ Русскаго Севера, носили большей частью характеръ благотво рительности, и потому не могли иметь выдающаяся народно хозяйственная значешя. Въ настоящее время м1ровая экономическая конъюнктура ставитъ передъ Pocciefi одну изъ важнМшихъ государствен- ныхъ задачъ-экономическое открытое и использоваше Севера въ широкихъ интересахъ всей Нмперш. Постройка Мурманской железной дороги пршбретаетъ характеръ лишь приступа къ осуществленш этой задачи. Сл^дующимъ шагомъ въ этомъ направленш должна быть организащя эйюмическаго обследовашя Севера. Какъ упоми налось выше, работы по производству такого обследовашя правильнее всего было бы организовать при строительномъ управленш Мурманской железной дороги и за счетъ средствъ отпускаемыхъ на нужды постройки. Необходимость разработки и проведешя въ жизнь глав- нейшнхъ мерощнятай для развитая производительныхъ силъ paioHa новой железной дороги одновременно и въ связи съ ея постройкой, къ сожалешю, часто упускается изъ вида. Но въ исторш русскаго железнодорожная строительства имеется выдающшся примеръ признашя Правительствомъ необходи мости такихъ меропр1ятой—-при постройке Сибирской желез ной дороги. По инид1агиве Министра Финансовъ С. Ю. Витте одновременно съ началомъ постройки этой дороги было со здано Особое Высшее Правительственное Установлеше—Коми тета Сибирской железной дороги—подъ председательствомъ Его И мператорская В ысочества Н аследника Ц есаревича Н и- к о л а я А л е к с А н д р о в и ч л , сохранившая за собой предсе- дательствоваше и по восшествш на престолъ. Комитетъ Сибирской железной дороги существовалъ 12 лета и не только былъ высшей инстанщей по утвержден!ю кредитовъ на постройку дороги и по вопросамъ ея направле- шя, но, главнымъ образомъ, долгкенъ былъ наметить и осуще ствить целый рядъ вспомогательныхъ меропр1ятай, которыя могли бы способствовать заселенно и промышленному разви- Tiro paioHa железной дороги. При Комитете Сибирской желез ной дороги была учреждена, подъ председательствомъ стагсъ- секретаря А. Н. Куломзина, особая подготовительная между- ведомствннная комиссдя для разработки вопросовъ, подлел;а- щихъ разсмотрешю Комитета. Благодетельные результаты широкой общегосударственной экономической политики Комитета сказались въ быс^мъ эко- номическомъ расцвете Сибири. Не можетъ быть никакихъ сомненШ въ томъ, что, при надлежащей постановке задачъ экономической политики, Рус ский Северъ займетъ, въ непродолжительномъ времени, выдаю щееся место среди другихъ окраинъ нашей обширной Имперш^ _ 30 — тип. рад. перюд. изд. м-в\ ф - ръ ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz