Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

цаго Севера, содержащая въ себе обильные и сравнительна, легко реализуемые источники народнаго богатства. Это кореннымъ образомъ мЗшяетъ всю постановку север- наго вопроса. До сихъ поръ и Правительство и общество удаляло немало внимашя Северу, но этотъ интересъ и различ­ ныйпрактичесюя меры, принимавппяся въ 90-хъ и въ 900-хъ годахъ, когда дМствоваль Комитетъ для помощи поморамъ Русскаго Севера, носили большей частью характеръ благотво­ рительности, и потому не могли иметь выдающаяся народно­ хозяйственная значешя. Въ настоящее время м1ровая экономическая конъюнктура ставитъ передъ Pocciefi одну изъ важнМшихъ государствен- ныхъ задачъ-экономическое открытое и использоваше Севера въ широкихъ интересахъ всей Нмперш. Постройка Мурманской железной дороги пршбретаетъ характеръ лишь приступа къ осуществленш этой задачи. Сл^дующимъ шагомъ въ этомъ направленш должна быть организащя эйюмическаго обследовашя Севера. Какъ упоми­ налось выше, работы по производству такого обследовашя правильнее всего было бы организовать при строительномъ управленш Мурманской железной дороги и за счетъ средствъ отпускаемыхъ на нужды постройки. Необходимость разработки и проведешя въ жизнь глав- нейшнхъ мерощнятай для развитая производительныхъ силъ paioHa новой железной дороги одновременно и въ связи съ ея постройкой, къ сожалешю, часто упускается изъ вида. Но въ исторш русскаго железнодорожная строительства имеется выдающшся примеръ признашя Правительствомъ необходи­ мости такихъ меропр1ятой—-при постройке Сибирской желез­ ной дороги. По инид1агиве Министра Финансовъ С. Ю. Витте одновременно съ началомъ постройки этой дороги было со­ здано Особое Высшее Правительственное Установлеше—Коми­ тета Сибирской железной дороги—подъ председательствомъ Его И мператорская В ысочества Н аследника Ц есаревича Н и- к о л а я А л е к с А н д р о в и ч л , сохранившая за собой предсе- дательствоваше и по восшествш на престолъ. Комитетъ Сибирской железной дороги существовалъ 12 лета и не только былъ высшей инстанщей по утвержден!ю кредитовъ на постройку дороги и по вопросамъ ея направле- шя, но, главнымъ образомъ, долгкенъ былъ наметить и осуще­ ствить целый рядъ вспомогательныхъ меропр1ятай, которыя могли бы способствовать заселенно и промышленному разви- Tiro paioHa железной дороги. При Комитете Сибирской желез­ ной дороги была учреждена, подъ председательствомъ стагсъ- секретаря А. Н. Куломзина, особая подготовительная между- ведомствннная комиссдя для разработки вопросовъ, подлел;а- щихъ разсмотрешю Комитета. Благодетельные результаты широкой общегосударственной экономической политики Комитета сказались въ быс^мъ эко- номическомъ расцвете Сибири. Не можетъ быть никакихъ сомненШ въ томъ, что, при надлежащей постановке задачъ экономической политики, Рус­ ский Северъ займетъ, въ непродолжительномъ времени, выдаю­ щееся место среди другихъ окраинъ нашей обширной Имперш^ _ 30 — тип. рад. перюд. изд. м-в\ ф - ръ ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz