Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

'Развитее русской внешней торговли и русской военно- морской мощи немыслимо безъ могущественная коммерческаго флота, сооружаемая притомъ на русскихъ верфяхъ. Флотъ этотъ въ военное время можетъ быть широко использованъ въ военныхъ цЪляхъ. Преимущества Мурманскаго океанскаго порта таковы, что онъ долженъ быть сд'Ьланъ однимъ изъ ценгровъ нашего судостроешя. Въ пользу этого говорятъ и огромные экономичесше интересы северной Poccin и Сибири, которые могутъ быть обслужены въ полной мере лишь нашимъ соб- ственнымъ торговымъ флотомъ, и блестящ!я перспективы, открывающаяся здЬсь передъ русскимъ морскимъ рыболов- ствомъ, которое можетъ разсчитывать не только на внутренше, но и на BHtmnie рынки, и, наконецъ, интересы нашего оке­ анскаго крейсерскаго и подводнаго флота, для которая, въ случае возможныхъ въ будущемъ военныхъ осложнен!й, Мур- манъ долженъ явиться наделшой базой. Заслуживаешь пзучен!я также вопросъ о возмолшости и же­ лательности создашя на Мурмане вольной гавани. Ростъ внеш­ ней задоллеенности Poccin и наличность бумажной денежной валюты потребуютъ после войны приняпя м^ръ къ уменьше­ ние нашего ввоза; а выяснившаяся во время войны отсталость Poccin во многихъ важн'Ьйшихъ отрасляхъ промышленности заставляетъ стремиться къ созданио многочисленныхъ новыхъ отраслей производства. Все это будетъ иметь иоследств1емъ дальнейшее усилеше системы нашего тамол;еннаго протекцио­ низма. Чтобы избЬл;ать неблаяпр!ятнаго вл!яшя на нашу внеш­ нюю торговлю 1 г 1 .которыхъ, всегда возмолшыхъ, излншествъ таможенной охраны, необходимо стремиться внести въ наше та­ моженное дело известные коррективы, направленные прежде всего къ отмене ненулшыхъ сшЬснетй чисто формальная свой­ ства, къ сожалешю, очень обильныхъ въ практике нашего тамо- лсеннаго ведомства. Въ этомъ направлены учрел;деше вольныхъ гаваней, допускающихъ безпошлинный ввозъ и вывозъ всякая рода товаровъ, а таклге и производство съ ними всякихъ торгово- нромышленныхъ операщй по обработке, очистке, сортировке, но лишь въ пределахъ строго ограниченной портовой терри­ тории могло бы явиться самымъ благодетельнымъ дополне- шемъ къ общей системе нашего будущая нротекщонизма. Съ учрежден!емъ вольной гавани, Мурманъ могъ бы npio6pe~ сти совершенно исключительное значете въ снабженш на­ шего Севера и Сибири, а также, можетъ быть, и Скандинав- скихъ странъ, различными заморскими колон!альными това­ рами, Мурманская же дорога получила бы мнол;ество денныхъ грузовъ. Таковъ, въ общихъ чертахъ, краткш очеркъ задачъ эко­ номической политики, возникающихъ на Севере Poccin въ связи съ постройкой Мурманской лшлезной дороги. Значете этихъ задачъ въ общей системе русской государственной и хозяйственной жизни определяется теми новыми услов!ями существовашя, въ которыя ставитъ Россш переживаемая ею война. Предстоящее после войны напряжете силъ русскаго народная хозяйства потребуешь использовашя производитель­ ности всехъ районовъ страны, въ томъ числе и нашего обшир- 2314 8 — 29 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz