Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

Но, конечно, для того, чтобы создаваемое ссйчаеъ съ такими усшпями и затратами Мурманское направлеше оправ­ дало себя въ общей систем^ нашихъ внешнихъ сообщешй, необходимо разработать одновременно и параллельно съ на­ меченными выше задачами экономической политики, напра­ вленными на развитое производительныхъ силъ Севера, ши­ рокую программу меропр1ятш, выполнеше которой обезпечило бы Мурманскому коммерческому порту то MipoBoe положеше, на которое онъ вправе расчитывать. Основныя свойства Мур- мана, его незамерзаемость, положеше на берегу открытая океана, доступность для захода самыхъ большихъ и глубоко сидящихъ океанскихъ судовъ, исключительная, сравнительно съ другими русскими портами, близость къ Англш и Америке по времени морского перехода,—говорятъ сами за себя. Не можетъ быть сомнешй въ томъ, что именно въ этомъ напра­ влены долженъ пройти велшпй торговый путь изъ северо- западной Сибири въ западную Европу. Необходимо поэтому составить и разработать широый планъ устройства и оборудовашя коммерческаго порта на Мур­ мане. Выполнеше работъ можетъ быть разсрочено на несколько першдовъ, хотя бы применительно къ срокамъ сооружешя новыхъ железнодорожныхъ магистралей въ Северной Poccin, но планъ ихъ долженъ быть единымъ; точно также заранее надо отвести подъ портовыя сооружешя и железнодорожныя къ нимъ пути максимальное количество земли, чтобы порту потомъ не приходилось тесниться и жаться, или переплачи­ вать за отчуждеше тбмъ частнымъ лицамъ, которыя успеютъ прюбрести себе недвижимость въ непосредственномъ сосед­ стве съ портовой TeppnTopieft. Оборудоваше порта должно удовлетворять самымъ высокнмъ требовашямъ въ смысле удобствъ, протяжешя и глубины причальной лиши, обил1я и спещализацш выгрузочныхъ и нагрузочныхъ средствъ, обшир­ ности, поместительности и безопасности товарныхъ складовъ, оборудовашя железнодорожныхъ путей и портовой сортиро­ вочной яселезнодорожной станщи, обезпечивающей максималь­ ную пропускную способность порта. Уже одно псполнеше этихъ требовашй иривлечетъ въ Мурмансшй портъ огромное количество торговыхъ судовъ и создастъ блаяпр1ятнейцпя услов1я для образовашя морскихъ фрахтовъ. Вся истор]я рус- скихъ внешнихъ сообщешй полна затруднешями, проистека­ ющими для нашей внешней торговли изъ несогласованности плановъ железнодорожная строительства и портостроительства. Оборудоваше Мурманская порта па широкую ногу будетъ иметь также известное морально-политическое значеше, такъ какъ покажетъ нашимъ соседямъ, что Росс1я решила вплотную заняться интересами Севера, а это, вт> свою очередь, придастъ больше веса голосу Poccin при выработке будущихъ торго­ выхъ договоровъ и международныхъ конвенцш, касающихся Северная Ледовитая океана, условш рыболовства въ север- ныхъ моряхъ, полол;ешя Шпицбергена и т. п. Необходимо также принять все меры къ создашю русская торговая судо- строешя на Мурмане; устроить тамъ верфи и доки, способные вмещать самыя' болышя океансшя суда. — 2 3 __

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz