Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
Но, конечно, для того, чтобы создаваемое ссйчаеъ съ такими усшпями и затратами Мурманское направлеше оправ дало себя въ общей систем^ нашихъ внешнихъ сообщешй, необходимо разработать одновременно и параллельно съ на меченными выше задачами экономической политики, напра вленными на развитое производительныхъ силъ Севера, ши рокую программу меропр1ятш, выполнеше которой обезпечило бы Мурманскому коммерческому порту то MipoBoe положеше, на которое онъ вправе расчитывать. Основныя свойства Мур- мана, его незамерзаемость, положеше на берегу открытая океана, доступность для захода самыхъ большихъ и глубоко сидящихъ океанскихъ судовъ, исключительная, сравнительно съ другими русскими портами, близость къ Англш и Америке по времени морского перехода,—говорятъ сами за себя. Не можетъ быть сомнешй въ томъ, что именно въ этомъ напра влены долженъ пройти велшпй торговый путь изъ северо- западной Сибири въ западную Европу. Необходимо поэтому составить и разработать широый планъ устройства и оборудовашя коммерческаго порта на Мур мане. Выполнеше работъ можетъ быть разсрочено на несколько першдовъ, хотя бы применительно къ срокамъ сооружешя новыхъ железнодорожныхъ магистралей въ Северной Poccin, но планъ ихъ долженъ быть единымъ; точно также заранее надо отвести подъ портовыя сооружешя и железнодорожныя къ нимъ пути максимальное количество земли, чтобы порту потомъ не приходилось тесниться и жаться, или переплачи вать за отчуждеше тбмъ частнымъ лицамъ, которыя успеютъ прюбрести себе недвижимость въ непосредственномъ сосед стве съ портовой TeppnTopieft. Оборудоваше порта должно удовлетворять самымъ высокнмъ требовашямъ въ смысле удобствъ, протяжешя и глубины причальной лиши, обил1я и спещализацш выгрузочныхъ и нагрузочныхъ средствъ, обшир ности, поместительности и безопасности товарныхъ складовъ, оборудовашя железнодорожныхъ путей и портовой сортиро вочной яселезнодорожной станщи, обезпечивающей максималь ную пропускную способность порта. Уже одно псполнеше этихъ требовашй иривлечетъ въ Мурмансшй портъ огромное количество торговыхъ судовъ и создастъ блаяпр1ятнейцпя услов1я для образовашя морскихъ фрахтовъ. Вся истор]я рус- скихъ внешнихъ сообщешй полна затруднешями, проистека ющими для нашей внешней торговли изъ несогласованности плановъ железнодорожная строительства и портостроительства. Оборудоваше Мурманская порта па широкую ногу будетъ иметь также известное морально-политическое значеше, такъ какъ покажетъ нашимъ соседямъ, что Росс1я решила вплотную заняться интересами Севера, а это, вт> свою очередь, придастъ больше веса голосу Poccin при выработке будущихъ торго выхъ договоровъ и международныхъ конвенцш, касающихся Северная Ледовитая океана, условш рыболовства въ север- ныхъ моряхъ, полол;ешя Шпицбергена и т. п. Необходимо также принять все меры къ создашю русская торговая судо- строешя на Мурмане; устроить тамъ верфи и доки, способные вмещать самыя' болышя океансшя суда. — 2 3 __
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz