Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

Если удастся установить минимальные морскю фрахта отъ Шпицбергена до станщи Мурманъ, являющейся конечнымъ пунктомъ Мурманской магистрали, последняя будетъ обезпе- чена дешевымт, углемъ для собственныхъ надобностей, а также можетъ расчитывать на перевозку шпицбергенскаго угля на внутренше рынки; въ особенности если будетъ признано воз- можнымъ понизить пли совсЬмъ отменить существующую та­ моженную пошлину въ применены къ шпицбергенскому углю, хотя бы только добываемому на русскихъ предпр1ягпяхъ. Въ усилены нашихъ торговыхъ сношенШ съ северной Норвепей заключается также одна изъ задачъ Мурманской железной дороги. Когда-то торговля Poccin съ Норвепей черезъ Поморье и Мурманъ велась очень оживленно, причемъ Poccifl снабжала Норвегпо, главнымъ образомъ, продуктами сельскаго хозяйства, а также рыбой и лесомъ. Вт, X IX веке эта тор­ говля пришла въ упадокъ; въ рыбномъ деле норвежцы опере­ дили русскихъ; ввозъ русскаго леса уступилъ место ввозу лесныхъ матер1аловъ изъ Южной Норвепи; немецкая мука стала вытеснять русскую. А между темъ Северная Норвеия, отъ Трондьема до Фпнмаркена, ввозитъ ежегодно до 2,5 милл. нуд. пшеничной и ржаной муки, главнымъ образомъ, изъ Гер­ маны. Съ пpoвeдeнieмъ Мурманской дороги северо-норвежсий рынокъ станетъ доступенъ для нашего вывоза и завоеваше его будетъ зависеть всецело отъ умешя нашихъ хлебныхъ экспортеровъ приспособиться къ его требовашямъ. Но, конечно, зимняя навигащя съ Мурманскаго берега будетъ въ состояны обслуживать не только вывозъ хлеба въ Северную Норвегда, по также и вывозъ изъ Севернаго и Сибирскаго раюновъ въ Англпо и друпя западно-европейсюя страны. Этотъ вывозъ будетъ особенно развиваться после осуществлешя намечаю- щагося соединешя Мурманской магистрали съ железнодорож­ ными п речными путями Северной Poccin и северо-западной Сибири. Тогда по Мурманской магистрали направятся не только сибирски! хлебъ, но и лесные матер5алы высшихъ сортовъ, масло и яйца, продукты животноводства, въ особенности такъ на­ зываемые беконные товары; изъ Северной Poccin ленъ, овесъ, ячмень и лесные материалы. Обратными же грузами будутъ рыба, каменный уголь изъ Шпицбергена и различные западно- европейсше и американсгае товары, машины для оборудовашя фабрикъ и заводовъ, сельско-хозяйственныя орулдя, продукты иностранной химической промышленности и пр. Все железно­ дорожное строительство на Севере Poccin, въ конечномъ счете, будетъ иметь последсгаемъ неуклонное расширеше paioHa Мурманскаго незамерзающаго порта, такъ какъ весь этотъ об­ ширный край, вследсгае своего географическаго положешя, на можетъ стать раюномъ другихъ незамерзающихъ русскихъ портовъ, изъ конхъ ближашшй Либава, разъ будетъ созданъ и, какъ следуетъ, оборудованъ Мурманскш портъ. Въ настоя­ щее время нельзя далее себе представить, какъ велики и благо­ творны будутъ для нашего Севера все последсшя незамерзае- мости Мурманскаго порта; какъ это ускоритъ темпъ нашей внеш­ ней торговли, распределяя его равномерно на все времена года, и обезнечитъ своевременную реализацш сезонныхъ товаровъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz