Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

отъ города Кеми. Обслёдоваше многочисленныхъ водопадовъ Олоиецкаго края, съ точки зрЬшя промышленнаго ихъ ис- пользовашя, въ последнее время только начиналось, водопады же Поморья совершенно не пзслгЬдованы. А между темъ въ направлеши прим'Ьнеш'я дешевой электрической энергш въ paioHrb Мурманской железной дороги открываются обширныя перспективы передъ всеми отраслями промышленности. Влгяше Мурманской железной дороги скажется не только на развит!!! производительиыхъ силъ Олонепкаго края, Поморья и Мурмана, но отразится также на промышленномъ развит!и Шпицбергена и на нашихъ торговыхъ еношешяхъ съ Норвепей. За послгЬдше годы на Шпицбергене создались значитель­ ные руссюе интересы. Часть побережья Ледяного фюрда, отъ бухты Прихода до Зеленой гавани, была занята экспедищей Русанова. Для разработки угольныхъ залежей на этой пло­ щади образовалось Товарищество «Грумантъ». КромЬ того лейтенантъ русскаго флота II. П. Веймарнъ занялъ на берегу того-же фюрда полосу угольныхъ залежей, протяжешемъ въ 1G вер. Если предпр]‘ят1я Общества «Грумантъ» и Веймарна приступятъ къ добыче каменнаго угля и поведутъ ее въ пред- положенныхъ шпрокихъ размерахъ, руссшя предщля'пя зай- мутъ па Шпицбергене первое место. Пласты каменнаго угля на Шпицбергене повсеместно на берегахъ Ледяного фюрда выступаютъ наружу, обладая мощ­ ностью въ J/2 метра и более. Разработка представляешь боль- ипя удобства благодаря горизонтальному располол;еппо пла- стовъ, отсутствш въ шахтахъ воды, вследс'гае промерзания почвы, и господствующей въ шахтахъ низкой темперагурЬ, которая однако не настолько низка, чтобы мЬшать работам!.. Шпицбергенский уголь отличается высокими качествами, урав­ нивав щ:ши его съ лучшими сортами английская угля. Это засвидетельствовано многочисленными лабораторными анали­ зами пробъ этого угля, производившимися, между прочимъ, и въ химической лабораторш Горнаго Института въ Петрограде; а так;ке практическимъ применешемъ этого угля на некото- рыхъ петроградскихъ заводахъ. Въ настоящее время шпицбер­ генский уголь пользуется широкимъ спросомъ въ HopBerin и успешно применяется на судахъ норвежская военная флота и на норр.ежскихъ лгелезныхъ дорогахъ. Разработка его, какъ доказано опытомъ шпицбергенской американской угольной ком- naiiin, возмолша въ течеше круглая года. Навигащя въ Ле- дяиомъ ф!орде продолжается съ середины мая до конца сен­ тября, такъ что, при сооруженш соответственныхъ портовыхъ перегрузочныхъ приспособлен!!!, можно съ уснехомъ вывезти весь запасъ годовой добычи угля. Къ морскимъ перевозкамъ шпицбергенская угля на Мурманъ и въ Беломорсше порты возможно будетъ привлечь многочисленный флотъ, который будетъ приходить въ наши северные порты за лесомъ. По особепностямъ нашей северной внешней торговли, весь этотъ флотъ будетъ направляться къ нашимъ берегамъ съ балластомъ и заходъ на Шпицбергенъ за углемъ, который явится попутнымъ грузомъ, можетъ для него представлять даже некоторыя выгоды. — 26 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz