Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
24 замерзающемъ Мурмаискомъ порту, куда кроме того будутъ подвозиться по железной дороге ценные сорта лЪса изъ бо лее отдаленныхъ южныхъ раюновъ. Приведенный перечень мЬръ экономической политики, въ применены къ лесному делу, не представляется исчерпываю- щимъ вследсше почти полной неразработанности вопроса. Не можетъ быть, однако, сомнешй въ томъ, что разработка и си стематическое осуществлеше указанныхъ и иныхъ аналогич- пыхъ MtponpiflTiii обезпечитъ Мурманской железной дороге постоянныя и многочисленныя перевозки лесныхъ грузовъ, дастъ возможность наилучшей и наивыгоднейшей эксплоатацш государственныхъ имуществъ и создастъ значительную актив ную статью нашей внешней торговли и расчетнаго и торго вая) балансовъ. Последшя задачи выходятъ за пределы м^стнаго значешя Мурманской железной дороги и поднимаютъ вопросы, возни кающее съ ея сооружетемъ, до уровня широкихъ общегосу- дарственныхъ задачъ. Сама собой напрашивается мысль, что Мурманская ма гистраль, приводящая къ незамерзающему океанскому порту, должна стать головнымъ участкомъ целой системы железныхъ дорогъ, обслуживающихъ нашъ С£веръ и упирающихся про тивоположными своими концами въ могущественный р'Ьчныя артерш северо-западной Сибири, впадаюгщя въ закрытая для регулярнаго торговаго плаванья моря. Въ Архангельской, Вологодской и Пермской губершяхъ расположено около 68 миллюновъ десятинъ казенныхъ лесовъ, составляющихъ почти 4/s вс'Ьхъ казенныхъ лесовъ Европей ской Poccin. Между т£мъ доходъ казны съ этого огромнаго лесного пространства въ 7 разъ меньше, чЬмъ доходъ, по лучаемый ею съ остальной Vs части казенной лесной площади. По подсчетамъ Лесного ведомства, повышеше доходности лесовъ указанныхъ трехъ губернш до половины высоты до- ходовъ, получаемыхъ съ десятины остальной части казен ныхъ лесовъ, привело бы къ увеличение общей суммы до- ходовъ отъ казенныхъ лесовъ Имперш до 300 миллюновъ руб лей. Въ настоящее время, въ связи съ возрасташемъ государ ственная) бюджета, вопросъ объ изыскашяхъ новыхъ псточ- пиковъ государственныхъ доходовъ ирюбретаетъ исключитель ное значеше. Увеличеше доходовъ отъ эксплоатацш и отчуж дения огромныхъ государственныхъ имуществъ должно стать одной изъ основныхъ задачъ фискальной политики. Однако последняя можетъ расчитывать па болыше успехи лишь после осуществлешя широкаго плана железнодорожнаго строитель ства на окраинахъ и, въ частности, на Севере. Незамерзаемый Мурмансгпй портъ обезпечиваетъ вывозъ и ввозъ различныхъ товаровъ въ течете круглаго года. Мор- сюе же пути, ведушде къ этому порту, по сравненш съ пор тами Вал'пйскаго моря, представляются сами по себе столь удобными, что на Мурманъ направится большое количество судовъ, особенно изъ англшскихъ и американскихъ гаваней. Весь путь идетъ здесь открытымъ океаномъ безъ ироли- вовъ, затрудняющихъ доступъ въ БалтШское и Черное моря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz