Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

24 замерзающемъ Мурмаискомъ порту, куда кроме того будутъ подвозиться по железной дороге ценные сорта лЪса изъ бо­ лее отдаленныхъ южныхъ раюновъ. Приведенный перечень мЬръ экономической политики, въ применены къ лесному делу, не представляется исчерпываю- щимъ вследсше почти полной неразработанности вопроса. Не можетъ быть, однако, сомнешй въ томъ, что разработка и си­ стематическое осуществлеше указанныхъ и иныхъ аналогич- пыхъ MtponpiflTiii обезпечитъ Мурманской железной дороге постоянныя и многочисленныя перевозки лесныхъ грузовъ, дастъ возможность наилучшей и наивыгоднейшей эксплоатацш государственныхъ имуществъ и создастъ значительную актив­ ную статью нашей внешней торговли и расчетнаго и торго­ вая) балансовъ. Последшя задачи выходятъ за пределы м^стнаго значешя Мурманской железной дороги и поднимаютъ вопросы, возни­ кающее съ ея сооружетемъ, до уровня широкихъ общегосу- дарственныхъ задачъ. Сама собой напрашивается мысль, что Мурманская ма­ гистраль, приводящая къ незамерзающему океанскому порту, должна стать головнымъ участкомъ целой системы железныхъ дорогъ, обслуживающихъ нашъ С£веръ и упирающихся про­ тивоположными своими концами въ могущественный р'Ьчныя артерш северо-западной Сибири, впадаюгщя въ закрытая для регулярнаго торговаго плаванья моря. Въ Архангельской, Вологодской и Пермской губершяхъ расположено около 68 миллюновъ десятинъ казенныхъ лесовъ, составляющихъ почти 4/s вс'Ьхъ казенныхъ лесовъ Европей­ ской Poccin. Между т£мъ доходъ казны съ этого огромнаго лесного пространства въ 7 разъ меньше, чЬмъ доходъ, по­ лучаемый ею съ остальной Vs части казенной лесной площади. По подсчетамъ Лесного ведомства, повышеше доходности лесовъ указанныхъ трехъ губернш до половины высоты до- ходовъ, получаемыхъ съ десятины остальной части казен­ ныхъ лесовъ, привело бы къ увеличение общей суммы до- ходовъ отъ казенныхъ лесовъ Имперш до 300 миллюновъ руб­ лей. Въ настоящее время, въ связи съ возрасташемъ государ­ ственная) бюджета, вопросъ объ изыскашяхъ новыхъ псточ- пиковъ государственныхъ доходовъ ирюбретаетъ исключитель­ ное значеше. Увеличеше доходовъ отъ эксплоатацш и отчуж­ дения огромныхъ государственныхъ имуществъ должно стать одной изъ основныхъ задачъ фискальной политики. Однако последняя можетъ расчитывать па болыше успехи лишь после осуществлешя широкаго плана железнодорожнаго строитель­ ства на окраинахъ и, въ частности, на Севере. Незамерзаемый Мурмансгпй портъ обезпечиваетъ вывозъ и ввозъ различныхъ товаровъ въ течете круглаго года. Мор- сюе же пути, ведушде къ этому порту, по сравненш съ пор­ тами Вал'пйскаго моря, представляются сами по себе столь удобными, что на Мурманъ направится большое количество судовъ, особенно изъ англшскихъ и американскихъ гаваней. Весь путь идетъ здесь открытымъ океаномъ безъ ироли- вовъ, затрудняющихъ доступъ въ БалтШское и Черное моря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz