Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

Такимъ образомъ, еели не считать Петрозаводская уезда, который входить въ раюнъ Мурманской железной дороги лишь на половину въ предЬлахъ своей северной части, почти вся земля въ этомъ paioirh принадлежишь государству, причемъ крестьянстя над’Ьльныя земли въ большинстве случаевъ до сихъ поръ еще не разверстаны. Въ интересахъ казенная лес­ ного хозяйства, одновременно съ обследовашемъ казенныхъ лесовъ, необходимо произвести и окончательное разверсташе надЬльныхъ и казенныхъ земель. Нашъ Северъ такъ же, какъ и друпе paioHbi Имперш, нуждается въ планомерной земле­ устроительной политике, направленной на упрочеше народная хозяйства на твердой основе частной собственности. Обследо- ваше лесной площади дастъ матер1алъ для составлешя плана улучшешя водныхъ путей и расширешя сети грунтовыхъ и железныхъ дорогъ. Примеръ Вологда—Вятской лиши Северныхъ железныхъ дорогъ, прошедшей въ непосредственном!:, соседстве съ очень значительными лесными массивами Вологодской, Костромской и Новгородской губершй, показываешь какъ невелики могутъ быть перевозки лесныхъ грузовъ по магистрали, если она ли­ шена питагельныхъ ветвей. Применительно къ Вологда-Вят- ской железной дороге этотъ недостатокъ былъ уже въ доста­ точной мере сознанъ и для устранешя его возникъ рядъ пред- ложешй о сооружены съ севера и юга къ главной линш мно- гочисленныхъ ветвей, примыкающихъ къ наиболее значитель- нымъ сплавнымъ рекамъ въ местахъ удобныхъ для перевалки речныхъ грузовъ на железную дорогу, а также обслуживаю- щихъ обширныя лесныя дачи, лишенныя всякихъ путей сооб­ щешя. Таковые проекты соорулгешя Белозерской, Устюжен- ской, Макарьевской, Ветлул;ской, Кологривской, Солигаличской ветвей. Некоторыя изъ нихъ разсматривались въ Комиссли о новыхъ железныхъ дорогахъ и были признаны отвечающими потребностямъ края, причемъ сооружеше большинства изъ нихъ предполоягено было предоставить Обществу железнодо- рожныхъ ветвей. Быть можетъ, представлялось бы вполне ц,е- лесообразнымъ привлечь это последнее Общество къ оборудо­ в ан ^ питательными ветвями Мурманской железной дороги, а такл;е разработать более удовлетворительныя, чемъ суще­ ствующая, услов!я привлечешя частиыхъ средствъ къ соору­ жение железнодорожныхъ ветвей на началахъ возмещешя пред- принимателямъ затраченныхъ строительныхъ капиталовъ изъ провозныхъ платъ. Развшле яселезнодорожной сети облегчишь заселеше paioHa и приливъ рабочей силы къ местамъ наивыгоднейшаго ея применешя, а также обезпечитъ своевременную доставку всего необходимая для пропиташя населешя и оборудовашя про- мышленныхъ предпр1япй; а улучшеше водныхъ, речныхъ и озерныхъ сообщешй расширишь раюны снабл^ешя этихъ пред- ир1ят1й необходимымъ сырьемъ. Такъ урегулироваше Нотозер- ской речной системы можетъ обезпечигь сплавъ лесныхъ ма- тер!аловъ изъ северной Финляндш въ Колу и возникновеше многочисленныхъ лесопильныхъ и древообрабатывающихъ за- водовъ непосредственно на берегу Ледовитая океана въ не-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz