Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
21 — шешя, обшпя озеръ и рекъ, разницы н'Ьтъ почти никакой. Лесистость Финляндш (42%) так;ке врядъ ли выше лесистости paioHa Мурманской железной дороги (лесистость Архангель ской губернш, где особенно много тундры и болотъ, состав ляем 60% всей площади губернш, а лесистость Олонецкой губернш достигаетъ 70%). А между темъ вывозъ лесныхъ матер1аловъ и древесныхъ изделш изъ Финляндш оценивался въ 1913 г. въ 85,2 миллюновъ рублей, а вывозъ древесной массы и бумаги въ 20,7 миллюновъ рублей, всего 111,9 мил люновъ рублей. Это составляетъ почти две трети стоимости всехъ лесныхъ матер!аловъ, вывезенныхъ въ томъ же году изъ Poccin (164,9 миллюновъ рублей). При этомъ вывозъ леса изъ Финляндш все время расгетъ. Изъ трехъ основныхъ факторовъ народнаго хозяйства, природы, капитала и труда, первый— природа— и у Финляндш и у раюна Мурманской железной дороги, очевидно, одинъ и тотъ же. Капиталами Финлянд 1 я тоже не богата, но, какъ указывалось выше, лесная промышленность не нуждается въ крупныхъ основныхъ капи- талахъ; ей нуженъ лишь широкш кредитъ для получешя обо- ротныхъ средствъ, такъ что въ этомъ отношеши большой разницы между Финлянд1ей и Pocciefi быть не можетъ. За то богатствомъ капиталовъ, вложенныхъ въ железнодорожную сеть, Финлянд1я превосходитъ ра1онъ Мурманской железной дороги. Протяжеше Финляндскихъ железныхъ дорогъ около 4 тысячъ верстъ; протяяюше Мурманской яюлезной дороги— 1.061 верста. То же надо сказать и объ оборудовали водныхъ путей. Наконецъ, и это, несомненно, самое главное обстоя тельство,— третш факторъ народнаго хозяйства Финляндш, населеше, безмерно превосходитъ населеше paiona Мурман ской железной дороги. Въ Финляндш въ 1914 году насчиты валось 3.241 тысяча жителей, а въ раюне Мурманской желез- ной дорош въ томъ же году всего лишь 179,6 тысячъ жителей. Такимъ образомъ, жителей въ Финляндш въ 18 разъ больше, а железныхъ дорогъ почти въ 4 раза больше, чемъ въ paione Мур манской железной дороги, хотя пространство Финляндш всего лишь на 30% превосходитъ пространство сказанная) paiona. Огромное значеше имеетъ превосходство техники финляндской лесной промышленности и ея коммерческая органнзашя. Проведете Мурманской железной дороги вносить, во всякомъ случае, очень существенный коррективъ въ указан- ныя неблагопр}ятныя услов1я соотношешя важнейшихъ факто- Робъ народнаго хозяйства въ этомъ крае. Делается возмолшымъ приливъ населен1я въ широкихъ размерахъ и полагается основа более усовершенствованнымъ путямъ сообщетя. При условш изуче 1 пя требоваьпй и вкусовъ западно-европейскихъ рынковъ, лесопильные заводы, которые возникнуть въ раюне Мурман ской железной дороги, могутъ разсчитывать на самый широшй сбытъ своихъ изделШ. Въ виду изобил1я въ крае совершенно доселе неиспользованной даровой водяной силы, надо ожидать возникновешя заводовъ по обработке древесной массы, писче- бумажныхъ фабрикъ и пр. Насколько наша отечественная про мышленность отстаетъ отъ внутренняго спроса, видно изъ того, что стоимость ввозимой въ Poeciio изъ-заграницы бумаги э&н 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz