Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

промышленности въ Поморскомъ край, имевшей экспортное значеше. Въ Поморье существовало до войны 8 лЬсопильныхъ заводовъ, располол;енныхъ въ прибрежной полосе, въ Сороке, Кеми, Керети и КовдЬ. Лесъ рубился внутри страны каре­ лами и выплавлялся по рЪкамъ къ лесопильнымъ заводагсъ. Отсюда уже обработанный лесъ, доски, бревна, отправлялся мо- ремъ заграницу. Всего было вывезено изъ этихъ портовъ раз- ныхъ товаровъ, среди которыхъ преобладающую массу соста­ вляли лесные грузы: Тыс. пудоо*. £ ^ 1912 8.549 2.962 1913 11.536 4.055 1914 9.849 8.218 Такимъ образомъ, лесная промышленность въ рашнЬ Мур­ манской железной дороги находится еще въ зачаточномъ состоянш. Запасы древесины далеко еще не использованы и отпускъ леса изъ казенныхъ лесныхъ дачъ не достигаешь йормы ежегоднаго прироста. Используются лишь лучине сорта древесины, а около трети л'Ьса остается на месте въ срублен- номъ виде или на корню. Лесопромышленники берутъ только строевой лесъ, т. е. деревья нзвестныхъ размеровь длины и толщины, и почти совсемъ не берутъ вершинъ. Постройка же­ лезной дороги, если она будетъ сопровождаться рядомъ меръ по нривлеченпо населешя, оборудование страны удовлетвори­ тельными грунтовыми дорогами, улучшешемъ условш сплава по рекамъ и озерамъ и создашемъ более или Meirte значитель­ ной сети питательныхъ лесовозныхъ желЬзнодорожныхъ ве­ твей, можетъ дать могущественный толчокъ развитио лесной промышленности. Эта отрасль промышленности имеешь ту по­ ложительную сторону, что, при сравнительно болыиихъ раз­ мерахъ производства, требуешь относительно небольшого основного капитала, иричемъ оборотный капиталъ преобла­ даешь въ деле. Не требуя сложиыхъ и дорогихъ предва- рительныхъ работъ и технических!» изысканий, лесопромы­ шленный предпр1япя возникаютъ очень быстро, часто одно­ временно съ открьтемъ новыхъ железныхъ дорогъ. ВмЬсте съ темъ, будучи поставлены въ благощлятныя услов1я въ отношенш получешя сырья и сбыта своихъ изделШ, лесопромышленныя предпр!ят 1 я развиваюТсяочепь быстро. Для доставлешя имъ обо- ротныхъ средствъ въ размерахъ, соответствующихъ тому раз­ маху, который желательно придать лесной промышленности на Севере, необходимо распространить на наше Поморье деятель­ ность Государственная Банка и привлечь къ нему внимаше нашихъ многочисленныхъ частныхъ коммерческихъ банковъ. Было бы преждевременно, не имея данныхъ экономиче­ ск ая обследовангя, говорить о томъ, какъ сложатся перевозки леса и каково будетъ учаспе въ нихъ Мурманской железной дороги. Пространство местная paioHa Мурманской железной дороги, какъ указывалось выше, исчисляется въ 220 тысячъ квадратныхъ верстъ, между темъ все Великое Княжество Финляндское занимаешь площадь въ 286 тысячъ квадратныхъ верстъ, т. е. немногимъ больше. Въ отношенш условШ оро- — 20 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz