Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

19 — железной дороги въ развитии лесного д£ла на Севере Poccin. Роль эта будетъ двоякой. Мурманская дорога, упирающаяся въ незамерзаю 1 щй Мурмансюй портъ и проходящая въ непо­ средственной близости отъ западныхъ бЪломорскихъ портовъ, Сороки, Кеми, Чупы, Ковды и Кандалакши, съ которыми она будетъ соединена особыми пристанскими ветвями, откроетъ широшй, доступный круглый годъ, выходъ за море многочис­ леннымъ лЪснымъ грузамъ изъ обширныхъ л£совъ Олонецкой и Архангельской губернш, которые дорога прор£жетъ въ на- правленщ съ юга на с/Ьверъ. Но, одновременно съ этимъ, сооружеше Мурманской железной дороги должно дать толчекъ выработка и осуществлешю плана железнодорожная) строи­ тельства на С'ЬверЬ, такъ какъ наша северная сеть сразу получаетъ выходъ къ незамерзающему океанскому порту, опи­ рающемуся при томъ на могущественную железнодорожную магистраль, Сорока —Мурманъ, выстроенную съ максимальными подъемами въ G саженъ на 1000 саженъ и обезпечивающую, слЬдовательно, минимальные расходы эксплоатацш и макси­ мальную пропускную способность. Местное значеше Мурманской железной дороги, пересе­ кающей многочисленный озера и реки Олонецкаго и Помор- скаго края, но ко^рымъ возможно будетъ выплавлять лесъ изъ самыхъ отдаленныхъ и обширныхъ раюновъ, будетъ очень велико. Начинаясь у Петрозаводска на берегу Онежскаго озера, железная дорога подходить къ тому же озеру у станцш Пове- нецкоЗ, расположенной на 143 версте отъ Петрозаводска, у Великой или Большой губы, где устраивается внутреннш портъ, соединенный пристанскими ветвями съ главной маги­ стралью. Такой же внутреншй портъ съ пристанской ветвью устраивается на озере СегозерЬ, бассейнъ котораго занимаетъ огромную площадь, покрытую лесами. Выплавляемый изъ всего этого обпшрнаго paiona лесъ получить черезъ посредство Сегозерскаго порта, Мурманской железной дороги и Пове- нецкой пристани на Онежскомъ озере, выходъ на Петроград- CKifi рынокъ. Далее къ северу железная дорога подходить къ Выгозеру, обладающему обширпымъ бассейномъ сплавныхъ рекъ. Леса Олонецкой ry6epnin состоять изъ хвойныхъ породъ сосны, ели, и листвепиыхъ, березы, осины, ивы, ольхи, чере­ мухи, рябины; реже встречаются кленъ, вязъ и дикая яблоня.. Въ восточиыхъ частяхъ губерши попадаются сплошныя наса- л;дешя лиственницы. Въ лесахъ встречаются кусты брусники j смородины, малины; по болотамъ много морошки и клюквы. Приблизительно такой же составь породъ наблюдается и вь лесахъ Поморья, обшшающаго Кемсш j и западную часть Онежскаго уезда Архангельской губернш. Здесь также распо- лол;ено много озеръ, изъ которыхъ наиболее значительны: Куйто (верхнее, нижнее и среднее), Топозеро и Ковдозеро. Эти озера собираютъ множество сплавныхъ рекъ и речекъ, текущихъ изъ очень отдаленныхъ раюновъ Поморья и сосед­ ней Финляндш, и сами даютъ начало многочисленнымъ рекамъ впадающимъ въ Белое море большей частью у месть распо- лолюшя Беломорскихъ портовъ, Сороки, Кеми и др. Лесная промышленность была до сихъ поръ единственной отраслью

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz