Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
— IT — Въ начале 90-хъ годовъ прошлаго столетия восемь поиме- новаиныхъ государствъ получали изъ Россш 11,6% всего при- вознаго леса, въ начале второго десятиленя X X века доля учаслчя Россш въ снабженш этихъ государствъ лесомъ под нялась до 17,8%. Вывозъ леса въ Велибританш, которая является важнейшимъ нашимъ рынкоыъ, увеличился за время съ 1S90 г. по 1910 г. больше чемъ на 70%. Особенно воз- росъ вывозъ русскаго леса въ страны, где промышленность быстро развивалась въ последшя несколько десятилетш, въ Германпо—на 200%, въ Бельпю—на 225% и въ Италш— на 335%. Какова была въ носледше годы доля учаепя севернаго леса въ общей массе вывозимыхъ изъ Poccin лесныхъ мате- р1аловъ, видно изъ следующихъ данныхъ: Годы. Вывезено rfca изъ Россш. Въ томъ числЪ по Ы>ло- морекой rpaaaqt. М и I 1 i о 1 ы п у д о в ъ. 1912 428,0 73,0 1913 463,8 Ь8,0 1914 227,8 70,3 Черезъ северные наши порты вывозилось, такимъ обра зомъ, менее ‘/5 всего русскаго леса, причемъ лесъ вывозился, главнымъ образомъ, черезъ Архангельскш портъ. Вывозъ черезъ западные Беломорсше порты, которые теперь будутъ обслужи ваться Мурманской железной дорогой, хотя и развивался, но все лее значительно отставалъ отъ вывоза Архангельска, соста вляя въ общемъ въ 1912 году 10,6% стоимости всехъ това- ровъ вывезенныхъ по Беломорской границе, въ 1913 г.— 11,1% и въ 1914 году— 11,7%. Но, вообще, цифры вывоза леса черезъ Беломорскую гра ницу представляются совсемъ ничтожными по сравненда съ лесными запасами русскаго Севера. Удобная площадь казен- Выхъ лесовъ въ четырехъ нашихъ северныхъ губершяхъ, Архангельской, Вологодской, Пермской и Олонецкой занимаетъ 74,6 миллюновъ десятинъ. Въ одной только Олонецкой губ. площадь казенныхъ лесовъ 6.577 тыс. десятинъ. Чистый до- ходъ казны отъ эксплоатацш этихъ лесныхъ пространствъ еоставлялъ въ 1913 году съ 1 десятины въ Архангельской губершй 7 коп., въ Вологодской— 11 коп., въ Пермской—21 к. и въ Олонецкой—38 коп. Объяснеше этимъ печальнымъ фи- нанеовымъ результатамъ эксплоатацш нашихъ казенныхъ се верных!) лесовъ можно найти въ значительной мере въ недо- статочномъ оборудовали Севера рельсовыми путями. Въ то время, какъ Швецш, Норвепя и Финлянд1я, при общей тер- риторш около 1 миллшна квадратныхъ верстъ имеютъ железно дорожную сеть протяжешемъ свыше 20 тысячъ верстъ, наши Архангельская и Вологодская губершй вместе, занимающая пространство около 1,1 миллшна квадратныхъ верстъ, имели до сихъ поръ всего лишь 906 верстъ рельсовыхъ путей. Использоваше древесины всегда идетъ параллельно съ увели- чешемъ оборудовашя лесныхъ пространствъ железными доро гами. Эти явлешя наблюдались не только въ Скандинавскихъ етранахъ, но и въ Австро-Венгрш и въ Северной Америке. 2314 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz