Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
на конструкщю вагоновъ-холодильниковъ, особыхъ металличе- скихъ ящиковъ для перевозки рыбы въ св'Ьжемъ виде, про екты которыхъ разрабатывались передъ войной въ Норвегш. Примёръ перевозки Амурской свежей рыбы въ Европей скую Россш показываетъ, какихъ громадныхъ размеровъ могли бы достичь перевозки рыбы по Мурманской железной дороге, дающей пробеги до главнейшихъ потребительскихъ рынковъ гораздо меньш1е, чемъ пробеги по Великому Сибирскому же лезнодорожному пути. Вместе съ перевозками свежей и мо роженной рыбы по Мурманской железной дороге пойдутъ внутрь Россш болышя количества соленой рыбы, въ особен ности сельди. Выше уже указывалось, что ввозимая въ Pocciro черезъ Балийское море иностранная сельдь перевозится по железнымъ дорогамъ на огромныя разстояшя, достигая вну треннихъ рынковъ Сибири. Если будутъ приняты решительныя меры для замены иностранной сельди русскою, на долю Мур манской железной дороги достанутся весьма значительный ея перевозки, хотя, конечно, много нашей северной сельди пой- детъ, съ Мурмана и Поморья моремъ черезъ БалтШсше порты и Архангельскъ. Для р а зви т иеревозокъ рыбы по Мурман ской железной дороге, можетъ быть, было бы вполне щ&ле- сообразнымъ предоставить дороге, производить съ рыбой за- лого-ссудныя операцш, для чего понадобилось-бы разрешить дороге постройку собственныхъ хранилищъ для рыбы въ глав- ныхъ портахъ и въ важнейшихъ центрахъ сбыта, Петрограде и Москве. Конечно новыя задачи, которыя доляша будетъ нести железная дорога въ этомъ полунеобитаемомъ и эконо мически едва лишь рождающемся крае, потребуютъ, можетъ быть, соответствующей организацш коммерческой части Упра- влешя дороги въ целяхъ придашя ей большей самостоятель ности, гибкости, коммерческой подвижности и инищативы. Если бы такая попытка удалась въ рамкахъ казеннаго железнодо- рожнаго управлешя, это было бы прекраснымъ примеромъ и для остальной казенной железнодорожной сети. При сравни тельно слабомъ развитш частной инищативы у насъ въ Россш рамки государственная вмешательства въ хозяйственную жизнь неизбежно расширяются. Последит крупный примеръ-хлебныя операцш Государственная Банка и организащя сети казен- ныхъ зернохранилищу. При последовательномъ осуществлеши широкой экономической программы, направленной на создагпе отечественная северная рыболовства въ размерахъ, отвечаю- щихъ потребиостямъ Poccin, Мурманскш незамерзающш портъ обещаетъ стать центромъ русская рыболовства, откуда будутъ открываться удобнЬйипе пути для нашихъ промышленников^» по всему русскому северному побережью и по обшнрнейшимъ морямъ, омывающим ь съ севера Европейскую Pocciio и За падную Сибирь. Истощеше запасовъ мясного скота во всемъ Mipe, въ связи съ переживаемой войной, доляшо будетъ расши- dnTb потреблеше рыбы. Это позволяешь нашему рыболовству расчитывать на пршбретеше обширныхъ внешнихъ рынковъ. Следующей отраслью народная хозяйства, развитее кото рой имеетъ огромные шансы на будущее въ paione Мурман ской железной дороги, какъ и на всемъ Севере, является лес- — 15 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz