Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

на конструкщю вагоновъ-холодильниковъ, особыхъ металличе- скихъ ящиковъ для перевозки рыбы въ св'Ьжемъ виде, про­ екты которыхъ разрабатывались передъ войной въ Норвегш. Примёръ перевозки Амурской свежей рыбы въ Европей­ скую Россш показываетъ, какихъ громадныхъ размеровъ могли бы достичь перевозки рыбы по Мурманской железной дороге, дающей пробеги до главнейшихъ потребительскихъ рынковъ гораздо меньш1е, чемъ пробеги по Великому Сибирскому же­ лезнодорожному пути. Вместе съ перевозками свежей и мо­ роженной рыбы по Мурманской железной дороге пойдутъ внутрь Россш болышя количества соленой рыбы, въ особен­ ности сельди. Выше уже указывалось, что ввозимая въ Pocciro черезъ Балийское море иностранная сельдь перевозится по железнымъ дорогамъ на огромныя разстояшя, достигая вну­ треннихъ рынковъ Сибири. Если будутъ приняты решительныя меры для замены иностранной сельди русскою, на долю Мур­ манской железной дороги достанутся весьма значительный ея перевозки, хотя, конечно, много нашей северной сельди пой- детъ, съ Мурмана и Поморья моремъ черезъ БалтШсше порты и Архангельскъ. Для р а зви т иеревозокъ рыбы по Мурман­ ской железной дороге, можетъ быть, было бы вполне щ&ле- сообразнымъ предоставить дороге, производить съ рыбой за- лого-ссудныя операцш, для чего понадобилось-бы разрешить дороге постройку собственныхъ хранилищъ для рыбы въ глав- ныхъ портахъ и въ важнейшихъ центрахъ сбыта, Петрограде и Москве. Конечно новыя задачи, которыя доляша будетъ нести железная дорога въ этомъ полунеобитаемомъ и эконо­ мически едва лишь рождающемся крае, потребуютъ, можетъ быть, соответствующей организацш коммерческой части Упра- влешя дороги въ целяхъ придашя ей большей самостоятель­ ности, гибкости, коммерческой подвижности и инищативы. Если бы такая попытка удалась въ рамкахъ казеннаго железнодо- рожнаго управлешя, это было бы прекраснымъ примеромъ и для остальной казенной железнодорожной сети. При сравни­ тельно слабомъ развитш частной инищативы у насъ въ Россш рамки государственная вмешательства въ хозяйственную жизнь неизбежно расширяются. Последит крупный примеръ-хлебныя операцш Государственная Банка и организащя сети казен- ныхъ зернохранилищу. При последовательномъ осуществлеши широкой экономической программы, направленной на создагпе отечественная северная рыболовства въ размерахъ, отвечаю- щихъ потребиостямъ Poccin, Мурманскш незамерзающш портъ обещаетъ стать центромъ русская рыболовства, откуда будутъ открываться удобнЬйипе пути для нашихъ промышленников^» по всему русскому северному побережью и по обшнрнейшимъ морямъ, омывающим ь съ севера Европейскую Pocciio и За­ падную Сибирь. Истощеше запасовъ мясного скота во всемъ Mipe, въ связи съ переживаемой войной, доляшо будетъ расши- dnTb потреблеше рыбы. Это позволяешь нашему рыболовству расчитывать на пршбретеше обширныхъ внешнихъ рынковъ. Следующей отраслью народная хозяйства, развитее кото­ рой имеетъ огромные шансы на будущее въ paione Мурман­ ской железной дороги, какъ и на всемъ Севере, является лес- — 15 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz