Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
конкуррентовъ иностранцевъ типа, парусно-моторными ботами, позволяющими пускаться въ более отдаленныя морсодя пла- вашя. Надо создать на Севере, на Мурмане и на Беломъ море, русское судостроеше и, путемъ надлежащей организацш кре дита, облегчить рыбопромышленникамъ возможность обзавестись новыми судами. Въ интересахъ русскаго рыболовства необхо димо организовать снабжеше рыбонромышленниковъ наживкой для ярусовъ, сосредоточивъ это дело въ рукахъ Правительства, которому одному только подъ силу сооружеше для хранешя наживки неболыпихъ холодильниковъ и другихъ дополнитель- ныхъ устройствъ. Въ будущемъ, когда наши северные про мысла разовьются и окрепнуть, Правительство всегда сможетъ передать это д'Ьло союзу рыбопромышленныхъ предщшгпи или какому либо другому промысловому общественному учрежденш. Для обезпечешя полнаго развитая русской рыбопромышлен ности на Севере необходимо внести существенный измЪнешя въ постановлешя нашего морского берегового права, въ на правлены расширешя полосы нашихъ территор!альныхъ водъ и промысловой зоны, доступной исключительно русскимъ про- мышленникамъ и закрытой для доступа иностранцамъ. Да сихъ поръ ширина полосы территор1альныхъ русскихъ водъ на Севере не превышала пяти верста, предельной дальности полета пушечнаго ядра, между тЬмъ какъ въ нашихъ интере сахъ расширить эту полосу до 20 морскихъ миль отъ берега. Тогда въ составь нашихъ территор1альныхъ водъ войдутъ важ- нМпйя сйверньш рыбныя банки, Айновская, Мотовская, Киль- динская, Канинская и Колгуевская, въ настоящее время экс- плоатируемыя безъ всякихъ ограничены! иностранцами. Одновременно съ этими мерами общеэкономпческаго зна- чешя, направленными на промышленное оборудоваше Мур- мана и Поморья, необходимы соотв'Ьтствующдя меры для при способления Мурманской железнодорожной магистрали къ ин- тересамъ северной рыбопромышленности. Для регулярнаго снабжетя свежей рыбой главнейшихъ нашихъ рынковъ, Ле- троградскаго и Московскаго, необходимо оборудование железной дороги достаточнымъ колнчествомъ вагоновъ-ледниковъ. Въ большихъ количествахъ можно будетъ вывозить по железнымъ дорогамъ свЪжую камбалу, треску, палтусъ, окунь, зубатку. До сихъ порь камбала вылавливалась въ большихъ количе ствахъ иностранными траулерами, приходившими съ запасами льда: Выручка одного траулера за продажу свежей камбалы достигала 15— 18.000 рублей. СвЬжая треска также въ громад~ auafz ляягтяв& гв яуршяйуалт черезъ Гамб^ргъ да рынки вредней Европы. Т^ри удоЪетъахь доставки, наши рынки могутъ быть широко оОездедоии свежей и мороженой северной, рыбой указанпихъ породъ. Следовало бы поэтому заранее выработать услотя и объявить конкурсъ иа, снособовъ упаковки и перевозки свежей рыбы на болышя разегояшя по железнымъ дорогамъ и на пароходахъ, а также на изобретете усовер- шенствованыхъ способовъ массоваго замораживашя рыбы, къ чедгу уже подходилъ покойный русейй ученый Бахметьевъ, — 14 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz