Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

конкуррентовъ иностранцевъ типа, парусно-моторными ботами, позволяющими пускаться въ более отдаленныя морсодя пла- вашя. Надо создать на Севере, на Мурмане и на Беломъ море, русское судостроеше и, путемъ надлежащей организацш кре­ дита, облегчить рыбопромышленникамъ возможность обзавестись новыми судами. Въ интересахъ русскаго рыболовства необхо­ димо организовать снабжеше рыбонромышленниковъ наживкой для ярусовъ, сосредоточивъ это дело въ рукахъ Правительства, которому одному только подъ силу сооружеше для хранешя наживки неболыпихъ холодильниковъ и другихъ дополнитель- ныхъ устройствъ. Въ будущемъ, когда наши северные про­ мысла разовьются и окрепнуть, Правительство всегда сможетъ передать это д'Ьло союзу рыбопромышленныхъ предщшгпи или какому либо другому промысловому общественному учрежденш. Для обезпечешя полнаго развитая русской рыбопромышлен­ ности на Севере необходимо внести существенный измЪнешя въ постановлешя нашего морского берегового права, въ на­ правлены расширешя полосы нашихъ территор!альныхъ водъ и промысловой зоны, доступной исключительно русскимъ про- мышленникамъ и закрытой для доступа иностранцамъ. Да сихъ поръ ширина полосы территор1альныхъ русскихъ водъ на Севере не превышала пяти верста, предельной дальности полета пушечнаго ядра, между тЬмъ какъ въ нашихъ интере­ сахъ расширить эту полосу до 20 морскихъ миль отъ берега. Тогда въ составь нашихъ территор1альныхъ водъ войдутъ важ- нМпйя сйверньш рыбныя банки, Айновская, Мотовская, Киль- динская, Канинская и Колгуевская, въ настоящее время экс- плоатируемыя безъ всякихъ ограничены! иностранцами. Одновременно съ этими мерами общеэкономпческаго зна- чешя, направленными на промышленное оборудоваше Мур- мана и Поморья, необходимы соотв'Ьтствующдя меры для при­ способления Мурманской железнодорожной магистрали къ ин- тересамъ северной рыбопромышленности. Для регулярнаго снабжетя свежей рыбой главнейшихъ нашихъ рынковъ, Ле- троградскаго и Московскаго, необходимо оборудование железной дороги достаточнымъ колнчествомъ вагоновъ-ледниковъ. Въ большихъ количествахъ можно будетъ вывозить по железнымъ дорогамъ свЪжую камбалу, треску, палтусъ, окунь, зубатку. До сихъ порь камбала вылавливалась въ большихъ количе­ ствахъ иностранными траулерами, приходившими съ запасами льда: Выручка одного траулера за продажу свежей камбалы достигала 15— 18.000 рублей. СвЬжая треска также въ громад~ auafz ляягтяв& гв яуршяйуалт черезъ Гамб^ргъ да рынки вредней Европы. Т^ри удоЪетъахь доставки, наши рынки могутъ быть широко оОездедоии свежей и мороженой северной, рыбой указанпихъ породъ. Следовало бы поэтому заранее выработать услотя и объявить конкурсъ иа, снособовъ упаковки и перевозки свежей рыбы на болышя разегояшя по железнымъ дорогамъ и на пароходахъ, а также на изобретете усовер- шенствованыхъ способовъ массоваго замораживашя рыбы, къ чедгу уже подходилъ покойный русейй ученый Бахметьевъ, — 14 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz