Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

Оеуществлеше выработанной программы мЬръ экономической политики. Самое существенное, это привлечь побольше людей и побольше торговой и промышленной иницшивы. Природа сделала все, чтобы человЪчесшй трудъ достигъ максимальной производительности. Многочисленный озера кишатъ харюзами, сигами, щукой и т. п. Въ р'Ькахъ и въ море около Кольскаго Полуострова и по западному побережью БЬлаго моря ловится много семги. Въ 1913 году на Кольскомъ полуострове было добыто 14.3G2 пуд. семги, на сумму 181.600 руб. Близъ Тер- скаго берега держится много наваги, корюшки, сельди и кам­ балы. Наваги много и у береговъ Поморья. На Мурманскомъ берегу особенно много сельди и камбалы, превосходная) каче­ ства, но ловъ ихъ русскими рыбопромышленниками совсЬмъ не организованъ. Камбалу въ нашихъ водахъ ловятъ иностранцы и продаютъ по высокимъ цЬнамъ на европейскихъ рынкахъ. Много у Мурмана водится акулы, но и ее ловятъ одни только ино­ странцы, добывая иногда въ сутки 300— 400 ппукъ, достига- ющихъ нередко 2 М—3 саженей длины. Къ Кольскому полу­ острову, въ особенности къ Терскому берегу, весной подходятъ массами гренланисие тюлени. Въ 1913 году русскими промы­ шленниками было добыто около 50.000 тюленей. Къ берегамъ Поморья въ громадныхъ количествахъ подходятъ белуха, тю­ лень, нерпа; но промыслы эти совершенно не развиты. Въ раюне горло БЬлаго моря —Канииъ Носъ еягегодно охотятся за тюле­ нями цЬлыя флотилш норвежскнхъ судовъ. Сравнительно наи­ большая развитая на Кольскомъ полуострове достигли MopcKie рыбные промыслы: трески, пикши, палтуса, зубатки и сайды, въ которыхъ участвуетъ отъ 4 до 4з/4 тысячъ русскихъ рыба- ковъ. Сезонъ лова рыбы чрезвычайно великъ, съ конца марта до самой поздней осени. Но наши рыбопромышленники обык­ новенно пргЬзжали изъ Архангельска, всл,Ьдств1е поздняго от­ крытая навпгацш на БЬломъ море, лишь въ конце мая и на­ чал^ шня и самые богатые весенше уловы оставались не­ использованными. Уезжали они также задолго до окончатя промысловъ. Важнымъ препятстапемъ для развитая нашего рыболовства являлось плачевное состоите нашего промысло- ваго поморскаго флота, состоящаго, въ подавляющемъ коли­ честве, изъ примптивныхъ гребныхъ судовъ, съ ничтожной грузоподъемностью, типъ которыхъ совсемъ не изменился въ течете последнихъ двухъ вековъ. Мурманская гавани и бухты совершенно не оборудованы, такъ что стоянка въ нихъ су­ довъ промысловаго и каботаяшаго флота сопряи;ена съ боль­ шими опасностями. Необходимо въ ближаишемъ же будущемъ соорудить волноломы для защиты отъ океанскихъ волнъ, устроить гавани убежища, по крайней мере, въ важнейшпхъ торгово-промышленныхъ пунктахъ, каковы, губа Подпахта, Рында, Гаврилово и Вайда— губа, оборудовать ихъ пристанями >и причальными буями; усилить береговое освещеше, обезпе- чивъ нашему северному промысловому флоту возможность безопасно зимовать на русской террпторш и не ходить на зимовку въ Норвепю. Вместе съ темъ надо принять меры къ замене устаревшая) судового состава нашего северная) про­ мысловая) флота судами новаго, общепринятая) у нашихъ азн * — 13 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz