Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
Оеуществлеше выработанной программы мЬръ экономической политики. Самое существенное, это привлечь побольше людей и побольше торговой и промышленной иницшивы. Природа сделала все, чтобы человЪчесшй трудъ достигъ максимальной производительности. Многочисленный озера кишатъ харюзами, сигами, щукой и т. п. Въ р'Ькахъ и въ море около Кольскаго Полуострова и по западному побережью БЬлаго моря ловится много семги. Въ 1913 году на Кольскомъ полуострове было добыто 14.3G2 пуд. семги, на сумму 181.600 руб. Близъ Тер- скаго берега держится много наваги, корюшки, сельди и кам балы. Наваги много и у береговъ Поморья. На Мурманскомъ берегу особенно много сельди и камбалы, превосходная) каче ства, но ловъ ихъ русскими рыбопромышленниками совсЬмъ не организованъ. Камбалу въ нашихъ водахъ ловятъ иностранцы и продаютъ по высокимъ цЬнамъ на европейскихъ рынкахъ. Много у Мурмана водится акулы, но и ее ловятъ одни только ино странцы, добывая иногда въ сутки 300— 400 ппукъ, достига- ющихъ нередко 2 М—3 саженей длины. Къ Кольскому полу острову, въ особенности къ Терскому берегу, весной подходятъ массами гренланисие тюлени. Въ 1913 году русскими промы шленниками было добыто около 50.000 тюленей. Къ берегамъ Поморья въ громадныхъ количествахъ подходятъ белуха, тю лень, нерпа; но промыслы эти совершенно не развиты. Въ раюне горло БЬлаго моря —Канииъ Носъ еягегодно охотятся за тюле нями цЬлыя флотилш норвежскнхъ судовъ. Сравнительно наи большая развитая на Кольскомъ полуострове достигли MopcKie рыбные промыслы: трески, пикши, палтуса, зубатки и сайды, въ которыхъ участвуетъ отъ 4 до 4з/4 тысячъ русскихъ рыба- ковъ. Сезонъ лова рыбы чрезвычайно великъ, съ конца марта до самой поздней осени. Но наши рыбопромышленники обык новенно пргЬзжали изъ Архангельска, всл,Ьдств1е поздняго от крытая навпгацш на БЬломъ море, лишь въ конце мая и на чал^ шня и самые богатые весенше уловы оставались не использованными. Уезжали они также задолго до окончатя промысловъ. Важнымъ препятстапемъ для развитая нашего рыболовства являлось плачевное состоите нашего промысло- ваго поморскаго флота, состоящаго, въ подавляющемъ коли честве, изъ примптивныхъ гребныхъ судовъ, съ ничтожной грузоподъемностью, типъ которыхъ совсемъ не изменился въ течете последнихъ двухъ вековъ. Мурманская гавани и бухты совершенно не оборудованы, такъ что стоянка въ нихъ су довъ промысловаго и каботаяшаго флота сопряи;ена съ боль шими опасностями. Необходимо въ ближаишемъ же будущемъ соорудить волноломы для защиты отъ океанскихъ волнъ, устроить гавани убежища, по крайней мере, въ важнейшпхъ торгово-промышленныхъ пунктахъ, каковы, губа Подпахта, Рында, Гаврилово и Вайда— губа, оборудовать ихъ пристанями >и причальными буями; усилить береговое освещеше, обезпе- чивъ нашему северному промысловому флоту возможность безопасно зимовать на русской террпторш и не ходить на зимовку въ Норвепю. Вместе съ темъ надо принять меры къ замене устаревшая) судового состава нашего северная) про мысловая) флота судами новаго, общепринятая) у нашихъ азн * — 13 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz