Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
Поступавшая черезъ БалтШсше порты иностранная сельдь развозилась по жел'Ьзнымъ дорогамъ, съ громадными пробе гами, въ самые отдаленные рашны Имперт. Такъ черезъ Петроградсшй портъ сельдь поступала, главнымъ образомъ, въ Москву и дальше, на Волгу, въ Самару, Снмбирскъ и въ За волжье, и доходила даже до Томска. Изъ Либавскаго порта сельдь распространялась по всей западной, средней и южной Россш, доходя также до Волги, до Саратова. Сколько въ числе ввезенной въ Pocciro иностранной рыбы было выловленной въ нашихъ же северныхъ водахъ и подъ видомъ иностранной ввезенной въ Pocciro, сказать трудно. Во всякомъ случае, съ государственной точки зрешя, предста вляется крайне печальнымъ, что мы ввозимъ ташя огромныя количества рыбы изъ-за границы и на таюя суммы, не ис пользуя сами наши собственный рыбныя богатства на Севере, и оплачиваемъ трудъ иностранныхъ рабочихъ въ то время, какъ наше рабочее населеше массами эмигрируете въ Аме рику. После соединешя Севера сплошнымъ рельсовымъ путемъ съ остальной Pocciefl этому необходимо положить конецъ. Надо принять все меры къ тому, чтобы русская рыба на нашихъ внутреннихъ рынкахъ вытеснила иностранную. Для этого надо установить соответствующее железнодорожные тарифы, выра ботка которыхъ облегчается темь, что почти вся иностранная рыба шла къ намъ по одному направленно, черезъ Балийское море. Одновременно, быть можетъ, надо пересмотреть и ставки нашего таможеннаго тарифа^ преследовавши по отношенпо къ ввозу рыбы скорее фискальныя, чемъ протекщонныя цели. По окончанш войны надо будетъ усиленно заботиться о ео- кращенш нашего ввоза не путемъ механическаго его запре- щешя, а посредствомъ создашя внутри страны средстнъ и возможностей удовлетворешя растущихъ народныхъ потреб ностей. Если наша политика насаждешя собственнаго хлопко водства дала во время войны таие блестяхще, хотя и не полные еще, результаты, то, очевидно, надо стремиться такъ развивать отечественное рыболовство, чтобы потребность наша въ иностранной рыбе свелась къ минимуму. Эти две отра сли нашего народнаго хозяйства имЬюте, во многихъ от- ношешяхъ, весьма замечательное и знаменательное сходство. Разви'пе ихъ становится возможнымъ въ результате известной комбинацш таможеннаго протекцюнизма и железнодорожная строительства. Намечающееся соединеше Средней Азш рель совымъ путемъ съ Алтаемъ и Сибирской магистралью позво лите населенш Туркестана оставить хлебопашество и перейти исключительно къ культуре хлопка. Сооружеше Мурманской железной дороги, обезпечивая подвозъ на СЬверъ всего не обходимая для промысловъ, а также и вывозъ продуктовъ рыболовства, въ соединенш съ мерами таможенной политики, можетъ создать все необходнмыя экономичесшя предпосылки для того, чтобы наше северное рыболовство смогло прюбрести, въ полномъ смысле слова, нацшнальное значеше. Конечно, для достижешя этихъ целей требуется предварительное тща тельное изследоваше вопроса и немедленное вследъ за спмъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz