Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
11 Огромное будущее принадлежнтъ на нашемъ Севере, какъ на Ледовнтомъ океан^Ь, такъ и на Беломъ море, сельдяному промыслу, который сейчасъ влачитъ жалкое существоваше на западномъ беломорскомъ побережье и совершенно не развить на Мурмане. А между тЬмъ запасы сельди въ этихъ водахъ неисчислимы и могли бы съ успехомъ покрыть весь нашъ внутреншй спросъ. До сихъ поръ ловъ сельди производился на Поморскомъ побережьи Белаго моря и центромъ его было село Сорока. Вылавливалось въ годъ всего лишь 200—300 ты- сячъ пуд. рыбы. Вследств]е техъ же общихъ экономическихъ причинъ, что и на Мурмане, отрезанности края отъ торговыхъ рынковъ и неорганизованности сбыта, промыселъ этотъ не привлекъ до сихъ поръ крупнаго капитала и широкой торгово- промышленной инищативы и носилъ кустарный характеръ. Населеше ждало, пока рыба сама къ нему явится. И когда рыба приходила и забивала все прибрежные заливы и бухточки, такъ что ее можно было прощупывать длинными шестами, чтобы определить густоту рыбныхъ стай, населеше черпало рыбу прямо изъ моря въ свои суда, набивало ихъ до пределовъ последней возможности и свозило рыбу на берегъ, где она погомъ соли лась, сушилась и вялилась. Часто изъ-за отсут- CTBia соли сельдь заливалась въ бочкахъ прямо морского водой. Ир1езж1е скупщики закупали сельдь и зимою въ мороженомъ виде на лошадяхъ возами отправляли на станцш Вологда-Ар- хангельской железной дороги, а оттуда уже по железной дороге везли на рынки сбыта. Въ столь же печальномъ состоянш нахо дился въ Поморье и промыселъ наваги, которой бываетъ такое множество, что промышленники, за неимешемъ места для хране- щя рыбы, помещаютъ ее въ устраиваемые на морскомъ берегу прудки морской воды, где она буквально квасится и пропадаегь, Въ многочисленныхъ рЬкахъ и озерахъ paiona Мурманскойжелез ной дороги рыба почти совсемъ не ловится. Такъ погибаютъ со вершенно непроизводительно для нашего народнаго хозяйства безценныя рыбпыя богатства нашего Севера въ то время, какъ рыба ввозится въ Pocciro изъ-за границы въ громадныхъ коли- чееТвахъ. Размеры привоза и стоимость его были следуюшде: ХУ14 . . . . 14.624.453 » 27.487.411 » 10.733.209 * 16.290.773 * Такъ какъ подавляющее количество иностранной рыбы ввозится къ намъ черезъ Балийское море, черезъ наши Бал- TificKie порты и черезъ русско-прусскую сухопутную границу, т. е. черезъ Кенигсбергъ и Данцигъ, то сокращеше ввоза въ 1914 году объясняется наступившимъ во вторую половину доля 1914- года црекращешемъ балтШскаго торговаго море- длавашя вследств1е объявлешя намъ Гермашей войны. Привозъ сельди черезъ балтШсше порты, pyccKie и гер- MancKie, распределялся следующимъ образомъ: Годы. Черезъ pyccKie порты. Черезъ Кенигсбергъ и Данциг». 1912 . 1913 . W 4 ■ 11.901.582 пуд, 10.727.201 * 7.109.355 » 6.302.926 ПУД. 5.718.938 » 2.903.262 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz