Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.

11 Огромное будущее принадлежнтъ на нашемъ Севере, какъ на Ледовнтомъ океан^Ь, такъ и на Беломъ море, сельдяному промыслу, который сейчасъ влачитъ жалкое существоваше на западномъ беломорскомъ побережье и совершенно не развить на Мурмане. А между тЬмъ запасы сельди въ этихъ водахъ неисчислимы и могли бы съ успехомъ покрыть весь нашъ внутреншй спросъ. До сихъ поръ ловъ сельди производился на Поморскомъ побережьи Белаго моря и центромъ его было село Сорока. Вылавливалось въ годъ всего лишь 200—300 ты- сячъ пуд. рыбы. Вследств]е техъ же общихъ экономическихъ причинъ, что и на Мурмане, отрезанности края отъ торговыхъ рынковъ и неорганизованности сбыта, промыселъ этотъ не привлекъ до сихъ поръ крупнаго капитала и широкой торгово- промышленной инищативы и носилъ кустарный характеръ. Населеше ждало, пока рыба сама къ нему явится. И когда рыба приходила и забивала все прибрежные заливы и бухточки, такъ что ее можно было прощупывать длинными шестами, чтобы определить густоту рыбныхъ стай, населеше черпало рыбу прямо изъ моря въ свои суда, набивало ихъ до пределовъ последней возможности и свозило рыбу на берегъ, где она погомъ соли лась, сушилась и вялилась. Часто изъ-за отсут- CTBia соли сельдь заливалась въ бочкахъ прямо морского водой. Ир1езж1е скупщики закупали сельдь и зимою въ мороженомъ виде на лошадяхъ возами отправляли на станцш Вологда-Ар- хангельской железной дороги, а оттуда уже по железной дороге везли на рынки сбыта. Въ столь же печальномъ состоянш нахо­ дился въ Поморье и промыселъ наваги, которой бываетъ такое множество, что промышленники, за неимешемъ места для хране- щя рыбы, помещаютъ ее въ устраиваемые на морскомъ берегу прудки морской воды, где она буквально квасится и пропадаегь, Въ многочисленныхъ рЬкахъ и озерахъ paiona Мурманскойжелез­ ной дороги рыба почти совсемъ не ловится. Такъ погибаютъ со­ вершенно непроизводительно для нашего народнаго хозяйства безценныя рыбпыя богатства нашего Севера въ то время, какъ рыба ввозится въ Pocciro изъ-за границы въ громадныхъ коли- чееТвахъ. Размеры привоза и стоимость его были следуюшде: ХУ14 . . . . 14.624.453 » 27.487.411 » 10.733.209 * 16.290.773 * Такъ какъ подавляющее количество иностранной рыбы ввозится къ намъ черезъ Балийское море, черезъ наши Бал- TificKie порты и черезъ русско-прусскую сухопутную границу, т. е. черезъ Кенигсбергъ и Данцигъ, то сокращеше ввоза въ 1914 году объясняется наступившимъ во вторую половину доля 1914- года црекращешемъ балтШскаго торговаго море- длавашя вследств1е объявлешя намъ Гермашей войны. Привозъ сельди черезъ балтШсше порты, pyccKie и гер- MancKie, распределялся следующимъ образомъ: Годы. Черезъ pyccKie порты. Черезъ Кенигсбергъ и Данциг». 1912 . 1913 . W 4 ■ 11.901.582 пуд, 10.727.201 * 7.109.355 » 6.302.926 ПУД. 5.718.938 » 2.903.262 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz