Зайцев, А. Ф. Задачи экономической политики на Севере России в связи с постройкой Мурманской железной дороги : докладная записка кандидатов экономических наук А. Ф. Зайцева и Н. Р. Родионова. - [Петроград] : Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, [191-]. - 30 с.
томъ случай, если Правительство приметъ решете оборудовать предварительно край въ интересахъ тЬхъ отраслей пароднаго труда, которыя оно признаетъ необходимымъ тамъ создать. Въ южной части такою отраслью можетъ бить землед'Ме на основе промышлеынаго луговодства и молочнаго хозяйзтва; на крайнемъ севере и по беломорскому побережью рыболовство, Наконецъ, весь рашнъ, кроме северной окраины, представ- ляетъ широкое поприще для развитая лесной промышленности, Для развитая нашего севернаго рыболовства и промысловъ морского зверя проведете Мурманской железной дороги мо жетъ иметь решающее значеше. Железная дорога обезпечитъ приливъ промышленнаго на селешя, регулярный подвозъ съЬстныхъ и всякихъ иныхъ припасовъ, необходимыхъ для промысловъ, оруж!я, рыболов^ ныхъ снастей, и свяжетъ Мурманске промысла съ внутренними рынками. Обезпеченное всемъ необходимымъ и численно воз растающее населеше получить возможность энергично разви вать все отрасли промысловъ. До сихъ поръ колонизащя Мурмана протекала весьма неуспешно. За последтя 50 летъ, когда стали привлекаться на Мурманъ переселенцы, ихъ посе лилось всего лишь 3.340 чел. Главнымъ препятстаиемъ явля* лась полная въ течете почти 9 месяцевъ отрезанность Мур- манскаго края отъ остальной Poccin, такъ какъ более или менее регулярное соэбщеше Мурмана съ Архангельскомъ под держивалось въ течете всего лишь трехъ летнихъ месяцевъ. Съ проведешемъ железной дороги все эти ненормальности въ жизни нашей северной рыбопромышленности пропадутъ, явитса возможность использовать въ широкихъ размерахъ богатейпйе весенше промыслы, которые до сихъ поръ всецело доставались иностранцамъ, промышлявшимъ въ нащихъ северныхъ водахъ почти круглый годъ. При современныхъ услав1яхъ наше север ное рыболовство совершенно не въ состоянш удовлетворить непрестанно повышающейся спросъ на Мурманскую соленую рыбу, въ особенности треску, не взирая на быстро растушдя цены и на колоссальные запасы рыбы въ нашихъ водахъ. Вследств1е недостатка рыбы собственная) улова, увели чивается ввозъ въ наши северныя губернш норвежской рыбы, После установлешя регулярнаго железнодорожнаго сооб- щешя съ Мурманомъ, здесь можетъ развиться въ широкихъ размерахъ промыселъ морского зверя, главнымъ образомъ, тю- лешй промыселъ. До сего времени успехи этого промысла тормозились, помимо обшихъ неблагопр1ятныхъ условШ Мур- манскаго быта, тяжелыми накладными расходами, ложивши мися на русскихъ промышленниковъ воледств1е необходимости добираться до Мурмана со всемъ экипажемъ своихъ судовъ кружнымъ путемъ черезъ Норвепю и пршбретать уже въ Норвепи все необходимое для промысла и судовъ. Между темъ тюленш промыселъ моп> бы достичь громад- ныхъ размеровъ, и давать Мурманской железной дороге много грузовъ, тюленьихъ шкуръ, жира и проч. До сихъ поръ этотъ промыселъ эвсплоатировался въ на шихъ водахъ, преимущественно, норвежцами и давалъ имъ до М милл. руб. ежегодно. — 10 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz